Шрила Прабхупада

Посвящается
Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который распространил славу Господа Нрисимхадева по всему миру, и его последователям, продолжающим великую миссию.

ПРАХЛАДА-ЧАРИТА (Хари Бхакти Судходая/глава 12)

История явления Нрисимхадева из Хари Бхакти Судходаи

Глава 12

Шри Прахлада сказал: «Йоги, чьи сердца безграничны и чисты как лучи осенней полной луны, постоянно медитируют на лучезарного Господа, который сияет подобно вспышке света. Они практикуют разные виды йоги, такие как анганьяса, караньяса и другие для Того, кто обладает тремя энергиями: чит-шактиджива-шакти и ачит-шакти, и является Источником света луны, солнца и огня. О Господь, я жажду видеть только Твой облик, проливающий ливень блаженства.

Контролируя дыхание с помощью пранаямы и других средств, когда глаза, уши и другие органы чувств находятся под полным контролем, йоги обретают интуитивную мудрость, устойчиво сидя на своих возвышенных сидениях. Они медитируют на Нара-Брахман, который подобен безмятежному звуку в ночи и освещает сердце божественным сиянием. Я жажду постоянно видеть Его.

Йоги, которые контролируют пять жизненных потоков воздуха: прану, апану и другие с помощью процессов ямы, ниямы и прочих, очистили свои сердца. Наделенные мудростью люди, которые контролируют свои чувства, воздерживаясь от склонности к грубым наслаждениям, знатоки Истины, желают знать, как же можно увидеть Его?

Изучая и анализируя изречения Веданты, пандиты зажигают огонь мудрости в своих сердцах, вырабатывая дух отречения от материализма, и постоянно молятся о даршане Шри Вишну. Как мне увидеть это замечательное сияние Господа Шри Хари? Каким образом Всеведущий Господь может проявить Свое сияние в таком нечистом сердце? Могут ли люди, чьи сердца мучают эти враги, обладать какой-либо мудростью? Увы! Они бесполезны.

Брахма и другие небожители, освободившись от страха, пошли к Молочному Океану, чтобы воспеть Ему хвалу ведическими гимнами, намереваясь получить Его беглый взгляд, я страстно желаю видеть этого Господа».

Шри Нарада сказал: «О прославленные муни, таким образом, обладая врожденным смирением, Шри Прахлада возносил свои гимны Господу Шри Нараяне, желая видеть Его, но острое чувство разлуки причиняло ему боль и вызывало беспокойство. С этой непреодолимой тоской и со слезами, струящимися по его щекам, Шри Прахлада вскоре вошел в состояние транса.

О брахманы, Всеблагой Господь, который всегда исключительно добр к тем, кто молится Ему, незамедлительно появился в Своем четырехруком облике в чистом сердце Шри Прахлады, словно Он был перед ним. Довольный явлением Господа, он открыл глаза и увидел Его улыбающееся блаженное лицо с лотосными глазами, исключительно красивыми четырьмя руками и цветом тела, подобным прозрачным водам Ямуны. Это божественное сияние было столь великолепно, что не поддается никакому сравнению. В руках он держал божественную раковину, диск, булаву и лотос. Красота Господа превосходит притягательность всей вселенной. Тот, кто хоть один раз увидел Его, не стремится больше ни к чему другому, только лишь вновь насытиться этим блаженством.

При виде Господа, основы и поддержки всех трех миров (чит-джагат, джива-джагат и ачит-джагат), Господина всех господ, Шри Прахлада ощутил духовный экстаз в виде мурашек на теле, слез в глазах и других его признаков. Ему показалось, что он видит Господа и благословлен Им во сне. Он погрузился в этот океан блаженства и снова вошел в транс.

Шри Хари, истинный друг возвышенных душ, поднял Шри Прахладу с земли, посадил его на колени, как заботливая мать, и нежно ласкал Своими милостивыми руками. Шри Прахлада открыл глаза, и, не мигая, смотрел на Господа, наслаждаясь нектаром Его блаженства.

Господь, проливающий нектар, сказал: «Мой дорогой, не существует абсолютно ничего, чего бы ты мог бояться. Благословляю тебя».

О брахманы, услышав эти слова и поддержку Самого Господа, Прахлада снова вошел в состояние блаженства, в котором не осознавал себя. Как жужжащие пчелы становятся захмелевшими, наслаждаясь медом лотоса, так и Шри Прахлада был опьянен потоком нектара Господа в состоянии полного забвения о себе. Иногда в духовном волнении он открывал глаза, громко смеясь, и снова погружался в наслаждение, упиваясь в глубокой медитации океаном нектара. Как луна играет в прятки с облаками дождя, так и присутствие Шри Говинды вызывало в нем порой благоговение, но в следующий момент он не понимал, что происходит. Созерцая Господа Шри Нараяну, Творца вселенной, Шри Прахлада размышлял: «По своей воле Он создает вселенную и огонь пищеварения, дыхание неба и движение воздуха, благодаря Его взгляду светит солнце и существуют небесные миры. Желая слышать, Он творит все направления, которые поддерживают звук и луну, испытывая жажду, Он производит воду и Варуну, бога океанов. Так удивительно Его Творение. Он Господин всех богов и объект Упанишад». Такие мысли приходили к нему иногда во время транса.

Успокоившись, он обнаружил, что лежит на коленях Шри Нараяны, Господина Шри Лакшми. Пораженный этим видением, он сразу встал и, сложив ладони, стал молиться: «Мой Господь, прости меня». Сказав это, он простерся у Его лотосных стоп. Хотя он полностью осознавал Господа, но из-за духовного волнения не смог предложить Ему пуджу. Господь Шри Нараяна, который держит в Своих руках раковину, диск, булаву и лотос, мистическим образом поднял Шри Прахладу с земли.

В порыве духовного экстаза слезы обильным потоком орошали грудь Шри Прахлады, а волосы дыбом встали на его теле. И тогда милостивый Господь успокоил его такими словами: «Дорогой мальчик, ты Мой истинный преданный, зачем тогда это благоговение и почтение? Мне не доставляют удовольствия почтительные восхваления Моих беспримесных преданных. Сейчас ты должен почувствовать близость ко Мне без всякого поклонения и почестей. Я всегда самодостаточен, но страстно жажду любви Моих преданных. Если преданный любит Меня, он может не оказывать никакого почтения. Хотя Я всегда независим, тем не менее, Я подчиняюсь любви Своих преданных. Будучи непобедимым, Я покоряюсь воле искренних преданных настолько, насколько они Меня любят. Если человек отрекается от отца, матери, сыновей, жены, дорогих и близких людей, исключительно предавшись Мне, Я принадлежу ему, а он принадлежит Мне. Я не знаю ничего кроме Своих преданных, поэтому Я начало и конец для них. Хотя Я ничего не хочу, поскольку все Мои желания исполнены, все же время от времени Я нисхожу, чтобы удовлетворить Своих преданных. Таким образом, Я безоговорочно исполню все, о чем ты просил».

Услышав эти слова, Шри Прахлада, сложив молитвенно ладони и сосредоточив свой взгляд на лотосных глазах Господа, стал говорить: «О Господь, у меня нет других желаний, кроме Твоих благословений. Получив Твой милостивый даршан, я погружен в океан блаженства. И больше мне ничего не нужно. Мой Господь, есть ли в этом мире большее вознаграждение, чем Твой благословенный даршан? Только Господь Брахма и другие полубоги в редких случаях получают его, и все же им не выпадает такое изобилие блаженства, которое я получил сегодня по Твоей безграничной милости, даже если продолжительность их жизни сотни тысяч кальп. Я полностью удовлетворен и наполнен потоком Твоего нектара. О Учитель вселенной, тот океан блаженства, который я получил сегодня, созерцая Тебя, делает столь незначительным блаженство Брахма-гьяны, которое, даже если его увеличить в сотни раз, будет подобно небольшому количеству воды в следе от копыта коровы.

О Господь Нараяна, исполняющий желания молящихся Тебе, хотя Ты самодостаточен, все же посвящаешь Себя Своим преданным. Один Твой взгляд исполнил все мои желания. Больше я ничего не хочу, позволь мне лишь служить Тебе».

Услышав эти слова, Бхагаван улыбнулся и осыпал Шри Прахладу потоком Своих благословений. Господь сказал: «Дорогой мальчик, это, правда, что, получив Мой даршан, преданный не желает больше ничего. Поэтому естественно, что Моя любовь к тебе не знает границ. Несомненно, ты не мечтаешь больше ни о чем, поскольку твое сердце стало чистым и наполненным блаженством. Все же Моя неудержимая любовь побуждает Меня вознаградить тебя беспримерными благословениями. Поэтому ты можешь просить их у Меня».

Но Шри Прахлада, чье сердце стало безграничным и полностью освещенным знанием, сказал: «Мой Господь, я молюсь лишь о том, чтобы в сотнях тысяч моих рождений служить Тебе, подобно благочестивому Гаруде».

Услышав это, Господь сказал: «Мой дорогой Прахлада, ты пленил Мое сердце. Я был готов отдать тебе Себя, но ты желаешь обрести только служение Мне. Это великое качество Моего преданного. Так или иначе, пусть твое желание исполнится. Я так покорен Своими преданными, что всегда исполняю их желания и освещаю их сердца сиянием Своего сердца. Ты уже обладаешь беспримесной преданностью Мне, и к этому нечего добавить. Все же ты можешь просить Меня о любом благословении».

С глубоким чувством Шри Прахлада ответил Господу вселенной: «Увы, мой Господин, у меня нет и капли преданности Твоим лотосным стопам! Этот недостаток лишает меня жизни. Если бы в моем сердце была мельчайшая частица преданности, разве должен я был бы просить благословение? Человек, наделенный бхакти, никогда не просит дхармы, артхи, камы или мокши, потому что ему уже не к чему стремиться. Поэтому, если Ты доволен мной, пожалуйста, даруй мне устойчивую преданность, обладая которой, больше нечего желать.

Мой Господь, моя единственная молитва достичь беспримесной преданности Твоим лотосным стопам. Больше я ни к чему не стремлюсь. Почему я должен стараться получить мукти, если я не боюсь даже опасностей жизни? Когда человек шутя, неумышленно или с ревностью в сердце предается Тебе, Ты награждаешь его наследием Индры. Но тот, кто, предавшись Тебе, находится в положении саттвики обретает награду, которую невозможно измерить. Для людей, тонущих в океане самсары, единственная защита бхакти, которая поднимет их с мирского уровня жизни на трансцендентный. Человек, наделенный бхакти, в конечном итоге, отправляется на Вайкунтху.

Мой Господь, этот океан трансцендентного блаженства — самый тайный объект. Люди, погруженные в болото майи, не могут понять это. Для тех святых личностей, которые искренне стремятся к Твоему блаженству, преданность Тебе единственный процесс его достижения. Те, кто находятся в цикле переселения души, будут находиться в топи майи, пока не рассеется темнота из невежества. Бхакти — единственная лампа мудрости, освещающая сердце. Она, подобно солнцу, устраняет ночной кошмар спящих на ложе иллюзии и пробуждает их своим ярким сиянием.

Она источник всего благоприятного, очищает сердце от всяких загрязнений. Бхакти дарует конечную цель жизни. Но никто не может ее достичь без Твоей безграничной милости. О Господь, даруй мне эту твердую преданность Твоим лотосным стопам. Бхакти заставляет поклоняться Тебе, прославлять и танцевать перед Тобой, наполняясь чувством экстаза».

Услышав эти слова, Шри Хари был чрезвычайно доволен и сказал Своему любимому преданному Шри Прахладе: «Дорогой мальчик, о чем бы ты ни попросил, я все дарую тебе. Ты будешь затоплен океаном блаженства. Не сокрушайся от разлуки, когда Я уйду с поля твоего зрения. Как Я всегда пребываю в Молочном океане, так постоянно живу в твоем безграничном сердце. Также как Я живу с Лакшми, Я неизменно освещаю сердца Своих преданных. Не от страха перед асурами, а из-за любви к Своим преданным и чтобы защитить их, Я остаюсь с ними. На самом деле, сердце Моего преданного — Моя обитель, таким образом, Я защищаю его.

Через два-три дня Я проявлюсь на земле, чтобы убить того, кто оскорбил тебя. Это будет ужасающий облик Шри Нрисимхи, который станет известен грешникам. Это Мое воплощение непреодолимо». Сказав это, Шри Нараяна, чье божественное тело сат-чит-ананда, исчез. Шри Прахлада видел Его восхождение, и, приветствуя Господа, чувствовал нестерпимую боль разлуки. Вскоре Господь полностью исчез из его вида. Шри Прахлада разразился громким плачем, слезы покатились по его щекам, и он потерял сознание. Прошло довольно много времени, пока он смог успокоиться.

Услышав о славе Шри Прахлады, которого с любовью гладил по голове Сам Хари, бог Солнца пришел, чтобы увидеть его, и, прикоснувшись к нему, почувствовал благословение. Таким образом, он очаровал Шри Прахладу своим приятным сиянием. Хари-бхакти искореняет все грехи тех, кто принимает прибежище Господа, также как Солнце рассеивает темноту ночи. Как Агастья-муни одним глотком осушил все семь морей, после чего все драгоценные камни стали видимыми на их дне, так и божественное просвещение услаждает сердца возвышенных душ, громко повторяющих ведические гимны.

Как йог, погруженный в блаженство, видит в своем безграничном сердце Параматму, как птица чакора, глядя на солнечный свет, рассеивающий тьму ночи, переполняется радостью, как Солнце, отражающееся на поверхности воды в пруду или горшке, остается неизменным, точно также душа в индивидуальном теле не запятнана элементами тела. Сердца возвышенных преданных ликуют и озаряются, слушая обсуждения трансцендентных игр Шри Хари, подобно лотосу, расцветающему при солнечном свете, когда исчезает темнота ночи.

Услышав шум людей на рассвете, Шри Прахлада проснулся от глубокого сна и, покинув берег моря, отправился во дворец. Испытывая трансцендентный экстаз, он во всех направлениях видел своего возлюбленного Господа Шри Хари. Шри Прахлада был так сильно привязан к Нему и опьянен Его божественным блаженством, что шел подобно пьяному человеку. Иногда он падал на землю, и его тело полностью покрывалось испариной. Таким образом, он, наконец, прибыл в жилище своих наставников. Порой, видя Господа, он великой радостью восклицал: «Вся слава Тебе, мой Господь». И снова, испытывая боль разлуки, начинал плакать и бегать назад-вперед.

vin1
Господь Нрсимха
Господь Нрсимха