Взгляд Господа на демонов
Преданным необходимо глубоко понять важный философский аспект удивительной игры Господа в облике Нрисимхадева. К сожалению, он иногда уходит из поля зрения преданных и мешает осознанию беспристрастной природы, который всегда находится вне двойственности материального мира.
Давайте заглянем за кулисы этой игры. Великие демоны, Хираньякша и Хираньякашипу, были привратниками Вайкунтхи (Джая и Виджая) были прокляты мудрецами и, покинув духовную обитель пали в мир материи.
В 16 главе 3 Песни «Шримад Бхагаватам» описывается эта история и приводится интересный диалог Господа Вишну с разозленными Кумарами, проклинающими привратников Вайкунтхи. Стоит обратить особое внимание на позицию Господа, который говорит (ШБ 3.16.4-5): «Для Меня нет никого дороже брахмана, в Моих глазах брахман стоит выше всех. То неуважение, с которым к вам отнеслись Мои приближенные, на самом деле было проявлено Мной, ибо они — Мои слуги. Я считаю, что это оскорбление нанес вам Я Сам, и потому прошу простить Меня за все, что случилось с вами. Поступок слуги обычно люди ставят в вину хозяину. Подобно тому, как пятно белой проказы, на каком бы участке тела оно бы не появилось, оно оскверняет всю кожу».
Примечательно, что Господь берет всю полноту ответственности за происходящее на Себя. Он говорит, что прегрешение, которое совершили Джая и Виджая, совершил Он Сам. И это великое прославление! Господь отождествляет Себя с Джаей и Виджаей и говорит, что они «продолжение Моего тела», они — продолжение Его Самого. Это высшая форма комплимента, который только можно высказать. Господь с одной стороны принимает на Себя всю полноту ответственности и косвенно прославляет привратников, говоря что они продолжение Его Самого, а с другой стороны, Он просит прощения у Кумаров.
В 12-м тексте той же главы Он говорит следующее: «Обойдясь с вами подобным образом Мои слуги, не сумевшие угадать волю своего господина, перешли границы дозволенного. Поэтому Я прошу вас оказать Мне любезность. Пожалуйста велите, чтобы искупив вину, они вновь вернулись ко Мне и не отсутствовали в Моей обители слишком долго».
Господь не перестает любить привратников Вайкунтхи, Он защищает их и просит, наказать их, но так, чтобы они не очень долго отсутствовали на Вайкунтхе, так как будет скучать без них.
Эти тексты как нельзя лучше раскрывают поразительное настроение Господа и Его отношение к Джаю и Виджаю. Он говорит, что они Его возлюбленные, что они дороги Ему, что Он не может отпустить их надолго и что совершенный ими проступок совершил Он Сам, так как они — Его неотъемлемая часть. Это великое прославление Верховным Господом Своих преданных!
Что происходит далее. Джая и Виджая становятся великими демонами и грешниками в нескольких своих физических воплощениях. Их первое воплощение — это Хираньякша и Хираньякашипу, демоны планетарного масштаба, которые благодаря своей силе нарушили гармонию всей вселенной, захватили посты полубогов и повелевали ими. Они проявили реальное могущество, так как снизошли с духовного мира с огромным потенциалом.
Порой приходится сталкиваться с тем, что преданные, рассуждая об истории Хираньякашипу и Господа Нрисимхи, однобоко смотрят на эту игру, видя в Хираньякашипу злобного демона и радуясь тому, что Господь уничтожил его. Но давайте попробуем посмотреть на эти события глазами Самого Бога, который ни на секунду не забывал, кто такие Хираньякша и Хираньякашипу, что это те самые Его возлюбленные слуги, которых Он назвал продолжением собственного тела. В этом другая сторона этой удивительной лилы.
Господь хорошо понимал, что это проклятье и что они должны отбыть в этих демонических формах своего рода наказание. И хотя Хираньякашипу стал великим царем, «повелителем» полубогов, тем не менее сама по себе такая форма, в которой он находился, и его поведение были большим наказанием. Потому всемилостивый Господь пришел, чтобы снять с него это проклятие. Он сделал это в подобающей форме, Он обошелся с демоном так, как тот заслуживал. Он взял меч в руки и сразился с ним, приняв его демонический вызов. Но с точки зрения высших смыслов, Господь смотрел на Хираньякашипу как на Своего слугу, которого следовало излечить от серьезной болезни: высшей степени эгоизма.
В духовном смысле это была особая форма любви по отношению к Хираньякашипу. И поэтому битва Господа Нрисимхи с Хираньякашипу — это форма любви Бога по отношению к Своим слугам. Это не ненависть! И хотя можно сказать, что это гнев. Но, на самом деле, это не гнев, а форма любви. А любовь просто проявилась в виде гнева.
И с этой точки зрения, стоит понять, что для Бога не существует двойственности. Он вне добра и зла, и Он не делит мир на друзей и врагов.
Иногда мы можем думать, что Господь Нрисимхадев «за меня», «Он на моей стороне». Мы «перетягиваем» Его на свою сторону, думая, что «Он плохих демонов уничтожает, а хороших праведников награждает». «И так как мы хорошие праведники, Он на нашей стороне». Так попадая под влияние двойственности, мы присваиваем себе Бога.
Господь Нрисимхадев не бывает в двойственности. Он, конечно же, играл роль хранителя законов и защитника Прахлада Махараджа, Он был в великом гневе не только на демона Хираньякашипу, но и на полубогов за то, что они не смогли защитить Его преданного Прахлада. Но с другой стороны, Он понимая, что просто снимает внешнюю оболочку, возвращал Своего преданного в его изначальное положение.
Таким образом, игра Нрисимхадева имеет несколько степеней глубины. И не стоит однобоко думать, что Нрисимхадев — это тот, кто защищает праведников и ненавидит демонов. Нет. Нрисимхадев одинаково относится ко всем, видя в них духовную природу.
Он – всеблагой, каждое Его действие приносит душе возможность очиститься и стать ближе к Нему.