Обсуждение славы Прахлада Махараджа с Его Святейшеством Шрилой Бхактиведантой Садху Свами Махараджем
Вопрос: Игры Нрисимхадева занимают целую песнь в «Шримад Бхагаватам». Никакая другая аватара Господа столь подробно не описывается. Почему же в «Шримад Бхагаватам» уделяется такое значение Нрисимха-лиле?
Ответ Е.С. Бхактиведанты Садху Свами Махараджа: Ответ заключается в том, что у нас есть три основных Божества, которых мы считаем тождественными — это Божество Кришны, Божество Гауранги, как его лила-аватара в эту эпоху, поскольку он чхана, скрытая аватара, мы его в этот список не включаем официально, но он там есть, также у нас есть Нрисимхадев и Рамачандра. Все аватары Господа Ему тождественны, но по силе уступают. Вышеперечисленные аватары, это даже не аватары, а изначальные формы, которые тождественны Господу в Его духовной силе, между ними нет разницы, разница только в расах, но сила одинаково безгранична. Это причина, по которой в «Бхагаватам» уделяется столько внимания лилам Нрисимхадева. Им уделяется внимание даже больше, чем играм Рамы, потому что Господь Нрисимха находится в плане рас, на втором месте после самого Шри Кришны. Поскольку Нрисимхадев находится в отношениях со своими преданными в родительской расе, родительской любви и покровительства — Он испытывает очень теплое трепетное чувство, готов защищать своих преданных, оберегать и наставлять их, как это делают родители. И поскольку мы знаем, что родительская раса идет сразу после супружеской, мы понимаем, что Нрисимхадев для вайшнавов практически также важен, как Кришна, с точки зрения отношений. И мы можем не петь каждый день молитвы Господу Раме, но мы каждый день поем Господу Нрисимхе.
Вопрос: Расскажите о значении имени Прахлада Махараджа. Хотя Хираньякашипу захватил весь мир, но его нигде в писаниях не называют Махарадж. Раскройте, пожалуйста, значение имен этих двух героев «Шримад Бхагаватам».
Ответ Е.С. Бхактиведанты Садху Свами Махараджа: Слово «прахлада» многозначно, само имя означает состояние преданности, но если вопрос о противопоставлении этих имён, то оно заключается в том, что есть два вида счастья:
1) Счастье, которое возникает от обладания материей, контроля природы, это счастье демона;
2) Есть счастье, которым обладает преданный — это счастье, возникающее благодаря тому, что преданный использует свои чувства в служении Хришикеше, Повелителю всех чувств.
История Прахлада Махараджа и Хираньякашипу, является поучением о том, какое счастье мы выбираем. Оба и Прахлад, и Хираньякашипу являются лидерами. Счастье может испытать только лидер, живое существо, которое принимает на себя ответственность за других, и мы видим, хотя Хираньякашипу является лидером, его не называют Махарадж, поскольку он не является настоящим лидером. Но иногда к нему обращаются Шри, поскольку он обладает мистическими совершенствами и они нужны любому лидеру, потому что, не обладая определенными силами, невозможно управлять и творить. Счастье Хираньякашипу отражается в его имени, а оно означает, счастье от обладания богатствами и чувственными наслаждениями. Но чувственные наслаждения демона отличаются от чувственных наслаждений обычных людей, поскольку обычные люди находятся под контролем своих соблазнов, в то время как демоны используют чувственные наслаждения для насилия над другими живыми существами, поэтому Хираньякашипу не просто наслаждает свои чувства, а испытывает удовольствие, вызывая страдания других существ, в этом его чувственная радость. Поэтому люди, которые занимаются какими-то извращениями, сексуальным насилием — вот это демоны, т.е это не просто те, кто привязан к каким-то удовольствиям в семье, это человеческая позиция. И, соответственно, «хиранья» — это не просто обычное человеческое желание иметь золото, это желание обладать золотом, чтобы иметь власть. Поэтому не нужно это имя понимать с точки зрения обычной человеческой мотивации.
И в противовес этому, имя «Прахлада» означает счастье, блаженство, которое испытывает преданный, это счастье, которое имеет духовную природу. Душа обретает силу, когда она следует своей изначальной природе, соответственно, когда преданный действует согласно своей духовной природе, он испытывает счастье, блаженство и становится очень сильным. Мы знаем, каким тяжелым испытаниям, разным видам насилия, подвергал Хираньякашипу Прахладу Махараджа. И помогло Прахладу выстоять в данной ситуации состояние счастья, которое он испытывал от своего служения Нараяне — Кришне. Это состояние дает наивысшую энергию душе, способность преодолеть различные невзгоды, не подвергаться различным видам опасностей и соблазнов. Поэтому, если преданный несчастлив, он не может преодолеть препятствия на пути преданного служения. Когда мы идем по стопам Прахлада, мы не просто имитируем его мистические силы, его могущество, мы учимся полноте его радости и счастья, которое он испытывал, находясь в состоянии смараны, постоянного памятования о Господе, именно это состояние способно нас обезопасить от “хираньякашипу”. Потому что склонность к превосходству над природой, к насилию над другими живыми существами — это корень всех оскорблений, желание совершать насилие, властвовать, контролировать — это признаки присутствия демонического начала. Чтобы находиться в стороне от этого оскорбления, надо быть в состоянии радости от преданного служения, т.е идти по стопам Прахлада Махараджа. В этом сакральный смысл имён этих личностей.
Качества Прахлады Махараджа
Вопрос: В тексте 7.4.30 из «Шримад Бхагаватам» Нарада говорит: «У Хираньякашипу было четыре замечательных сына, наделенных многими достоинствами, и лучшего из них звали Прахладой. Прахлада олицетворял собой все божественные добродетели, ибо был чистым преданным Верховного Господа». В следующем тексте говорится: «[В этом стихе описываются качества Махараджи Прахлады, сына Хираньякашипу]. Обладая всеми качествами настоящего брахмана, он отличался благонравием и был полон решимости постичь Абсолютную Истину. Он в совершенстве владел своими чувствами и умом. Подобно Сверхдуше, он был лучшим другом каждого и желал добра всем живым существам. Он с готовностью прислуживал любому уважаемому человеку, а о бедных заботился, как отец о своих детях. Для сверстников он был любящим братом, а своих духовных наставников, школьных учителей и старших духовных братьев почитал наравне с Верховной Личностью Бога. Он мог бы возгордиться своим образованием, богатством, красотой или знатным происхождением, однако в нем не было ни капли высокомерия».
В комментарии к этому тексту Шрила Прабхупада пишет: «Таковы некоторые из качеств вайшнава. Если человек вайшнав — значит, он и брахман, ибо вайшнав обладает всеми брахманскими достоинствами.
шамо дамас тапах шаучам
кшантир арджавам эва ча
джнанам виджнанам астикйам
брахма-карма свабхава-джам
«Умиротворенность, владение своими чувствами, аскетизм, чистота, терпение, честность, образованность, мудрость и религиозность — вот качества, проявляющиеся в деятельности брахмана«. (Б.-г., 18.42) У вайшнава эти качества развиваются сами собой. А значит, настоящий вайшнав — это и настоящий брахман, на что указывает Нарада Муни, говоря брахманйах шила-сампаннах.
Вайшнав с неизменной решимостью стремится постичь Абсолютную Истину, а для этого необходимо полностью владеть своими чувствами и умом. Все эти достоинства были присущи Махарадже Прахладе. Вайшнав желает добра всем и каждому. Например, о шестерых Госвами сказано: дхирадхира-джана-прийау. Их любили и добропорядочные люди, и разбойники. Вайшнав ко всем должен относиться одинаково, невзирая на различия в их положении.
Атмават: вайшнав должен быть подобен Параматме. Ишварах сарва-бхутанам хрид-деше ‘рджуна тиштхати. Параматма ни к кому не питает ненависти. Господь находится не только в сердце брахмана, но и в сердце свиньи. Подобно луне, которая не отказывается проливать свой умиротворяющий свет даже на дом чандала, вайшнав никогда не отказывается делать добро любому. Он неизменно послушен своему духовному учителю, арию. Арием называют того, кто глубоко постиг духовную науку. Люди, несведущие в этой науке, не достойны называться ариями. К сожалению, в наши дни ариями называют безбожников, но это происходит лишь из-за пагубного влияния Кали-юги.
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что слово гуру относится к духовному наставнику, который посвящает своего ученика в науку о Кришне и учит его развивать в себе сознание Кришны (шри-бхагаван-мантропадешаке гурав итй артхах)».
Так заканчивается этот комментарий Шрилы Прабхупады.
В этой главе Нарада Муни описывает 40 трансцендентных качества Прахлада Махараджа. В приведенном выше стихе описываются первые 10 качеств.
1 качество, брахманйах, т.е. истинный брахман;
2 качество, шила-сампаннах — наделенный всеми добродетелями;
3 качество, сатйа-сандхо — тот, кто полон решимости постичь Абсолютную Истину;
4 качество, джитендрийах — всецело владеющий своими чувствами и умом;
5 качество, атмават сарва-бхутанам эка-прийа-сухриттамах — подобно Сверхдуше, он лучший друг каждого и желает добра всем живым существам;
6 качество, дасават — готов служить любому уважаемому человеку;
7 качество, питривад — заботится о бедных, как отец о своих детях;
8 качество, бхратриват — он любящий брат для своих сверстников и для равных;
9 качество, гурушв ишвара-бхаванах — духовных наставников или старших он почитает наравне с Верховной Личностью Бога;
10 качество, мана-стамбха-виварджитах — он свободен от гордыни и высокомерия, не смотря на свое образование, богатство, красоту и знатное происхождение.
Эти первые десять качеств описывается здесь. Может возникнуть вопрос: почему Нарада Муни говорит в самом начале, что Прахлада Махараджа истинный брахман, почему именно это качество выделяется, хотя он родился в кшатрийском роду?
Ответ Е.С. Бхактиведанты Садху Свами Махараджа: Истинный вайшнав является брахманом, независимо от своей варны, он может быть рожден как вайшья, кшатрий и т.п. Смысл в том, что качества варны материальны. Например, у кого-то может быть привычка говорить правду, либо привычка извлекать прибыль, просто у человека возникает склонность к определенной деятельности, это может передаваться из прошлого, может из настоящего, но в любом случае это материальное побуждение. Но когда здесь говорится о Прахладе Махарадже, то источником его качеств является Вишну, иначе говоря, свои добродетели он берет не просто из своего происхождения, а из своего опыта взаимоотношений с Личностью Бога. Поэтому всё, что перечисляется далее, например то, что у него нет склонности идти на поводу у своего ума, то, что у него есть склонность изучать Истину, то, что у него правильное отношение со старшими, равными и младшими, исходит от Самого Господа. Это подробно описано, именно по той причине, что когда преданный находится в отношениях с Верховной Личностью Бога, то у него на интуитивном уровне формируются правильные качества, это происходит из-за того, что он действует из желания позаботиться о мире Господа. Под интуицией не имеется в виду что-то материальное, это то чувство соразмерности, которое движет преданным, и у него в сердце ощущается присутствие Господа Вишну, он знает, как относиться к старшим, но если старший говорит ложные вещи, он не будет их слепо принимать, в отличии от того, кто просто уважает старших в силу своей родовой привычки. Поэтому преданный, который испытывает присутствие Господа Вишну в своём сердце, естественно настроен служить всем, но он не будет выслуживаться ни перед кем, потому что человек, имеющий материальную склонность служить — просто является шудрой, и такой человек будет выслуживаться перед недостойными людьми только потому, что они занимают более высокое положение. Вайшнав не будет служить тому, кто обладает низкой природой, это происходит из-за того, что у него есть чувство соразмерности, которое связано с присутствием в его сердце Вишну. Это я отвечаю на вопрос почему на первом месте стоит качество брахмана, потому что это корень всех качеств вайшнава независимо от его варны. При этом у него могут быть какие-то природные наклонности, т.е он может иметь склонность кшатрия, как Прахлада Махарадж, он является царем демонов, поэтому у него помимо всех замечательных качеств, которые перечисляются, может быть демонический темперамент, родной для демонов, но это никак не влияет на его природу преданного.
Вопрос: третье качество сатйа-сандхо — тот, кто полон решимости постичь Абсолютную Истину. Это и есть главное качество брахмана, здесь когда описывается это качество не имеется в виду варна, т.е. это его внутренняя решимость постичь Абсолютную Истину и себя как часть Абсолютной Истины?
Ответ Е.С. Бхактиведанты Садху Свами Махараджа: Да. Брахманом мы называем того, кто стремится постичь Абсолютную Истину, при этом есть каста брахманов, т.е. это люди, которые по своей природе предназначены для постижения Брахмана. Но это не обязательно означает, что у них может быть такое же стремление к Брахману как у Прахлада Махараджа. Брахманы — наиболее подходящее положение для постижения Брахмана, но это не гарантирует, что они станут преданными.
В комментарии к предыдущему стиху, где он говорит, что у Хираньякашипу было четыре замечательных сына, наделенных многими достоинствами и лучшего из них звали Прахлада, и он олицетворял собой все божественные добродетели, ибо был чистым преданным Господа, Шрила Прабхупада пишет:
«В «Шримад-Бхагаватам» (5.18.12) говорится:
йасйасти бхактир бхагаватй акинчана
сарваир гунаис татра самасате сурах
«В том, кто обладает глубокой верой в Кришну и непоколебимо предан Ему, одно за другим проявляются все достоинства полубогов и Самого Кришны». Нарада Муни возносил хвалу Махарадже Прахладе, называя его вместилищем добродетелей, ибо тот поклонялся Верховной Личности Бога. Таким образом, чистый преданный, свободный от какой-либо корысти, обладает всеми достоинствами — и материальными, и духовными. В том, кто достиг высот духовного осознания, став стойким и великодушным преданным Господа, проявляются все добродетели. С другой стороны, харав абхактасйа куто махад-гунах: если человек не предан Господу, то, пусть даже он и обладает какими-то материальными достоинствами, от них все равно нет никакой пользы. Такова точка зрения Вед».
Таким образом, люди, у которых нет преданности Господу, используют свои качества для подпитки и восхваления своего эго. В материальном мире стоит кому-то обрести какое-то качество, он сразу начинает использовать его для того, чтобы поставить себя на место Бога. В этом проблема. Поэтому Шрила Прабхупада говорит, что у непреданных нет хороших качеств. Нужно понимать, что он не имеет в виду, что мы не можем найти хорошие качества у людей. Дело в том, что когда мы говорим о преданных и непреданных мы не имеем в виду различия между членами Движения сознания Кришны и не членами. Шрила Прабхупада говорит, что есть две категории существ — есть преданные и есть демоны, просто есть два типа настроя души по отношению к Абсолютной Истине. Как узнать преданного? Не по религиозной принадлежности, не по тому, есть у него кантхималы или нет. Преданного узнать очень просто: когда у человека есть какие-то качества, например: богатство, знание, красота — это качества Кришны, когда они есть у него, гордится ли человек этими качествами или нет? Так можно узнать преданного.
Поэтому шестое качество Кришны — отрешенность, является главным, потому что именно оно придает ценность всем остальным качествам. Мы можем узнать преданного именно по этому признаку, а вовсе не по его атрибутам.
Именно поэтому Прабхупада пишет о Прахладе: он не мог возгордиться, поскольку это присуще демонической природе — использовать качества, чтобы поставить себя на место Бога. У Прахлады не было даже намека на это, потому что он был настоящий преданный. Он обладал удивительными качествами, но при этом ни одно из них не присваивал себе.
Вопрос: Можно ли сказать, что это присваивание «естественное» состояние дефицитного обусловленного живого существа, которое оторвано от Полного Целого? И оно в поисках полноты пытается присвоить все себе?
Ответ Е.С. Бхактиведанты Садху Свами Махараджа: Этого не достаточно, потому что дефицитность — это состояние обусловленности, оно присуще любой дживе: как преданному, так и не преданному. Дефицитность — это зависимость от энергии Господа, которая в принципе есть у всех живых существ. Это никак не влияет на то, является ли человек преданным или демонам. Но мы сейчас описываем демоническую природу. Демоническая природа характеризуется не просто дефицитностью, а тем, что это живое существо пытается обрести власть над другими, через культивирование своих качеств, т.е. оно пытается стать Богом. Вот в этом демонизм.
Поэтому демоны, равно как и преданные, стремятся избавиться от своей дефицитности, своей обусловленности, но с разными целями. Преданные это делают для того, чтобы иметь возможность лучше служить Господу, избавиться от слабости, инфантильности и качеств, которые связаны с обусловленностью. А демоны это делают для того, чтобы освободить пространство для абсолютной власти, чтобы совершать насилие над другими, вот для этого им нужны качества. Поэтому Шрила Прабхупада в «Шри Ишопанишад» сравнивает демонов со змеей, у которой на голове драгоценный камень, который светится в темноте. Свет — это качества, которые привлекают других живых существ, но когда вы приближаетесь, то получаете укус. Это то, как можно узнать демона, т.е. вы привлекаетесь харизмой человека, знаниями, какими-то другими хорошими качествами, вы приближаетесь к нему, а он вас кусают. Что означает, что вас кусают? Это означает, что в укусе есть яд. Укус это не просто вам больно сделали. Яд заключается в том, что когда вас кусают, вы перестаете различать Истину. Вы становитесь слепым последователем, вы перестаете ощущать присутствие Бога в сердце, у вас просто разум отключается, вы теряете способность ощущать присутствие Абсолютной Истины.
Шрила Прабхупада говорит: посмотрите, столько учебных заведений сейчас существует в этом мире, но нет ни одного учебного заведения, в котором бы изучалась наука о душе. Это как раз об этом. Люди сейчас хорошо образованы, он столько всего знают, но, на самом деле, ничего не понимают, потому что они укушены.
Поэтому преданный, который идет по стопам Шрилы Прабхупады, никогда не привлекается этими блестками. Они не гордятся своими знаниями, не пытаются властвовать над другими, потому что в сердце преданного нет этого демонического яда. Этим ценна эта лила! По милости Прахлада Махараджа мы можем избавиться от этого яда.
В технократической цивилизации, люди попадают под гипноз, привлеченные достояниями Кали: вы можете чем-то управлять, наслаждаться какими-то удобствами, но при этом вы забываете главное, для чего вы рождены, забываете предназначение жизни — вот это признак того, что человек не преданный. Внешне он даже может быть вайшнав, но по сути является последователем Кали. Вот эта вещь опасна.
Разберем еще один текст ШБ 7.4.33 , где описываются удивительные качества Прахлада. «Хотя Махараджа Прахлада родился в семье асуров, сам он был великим преданным Господа Вишну. В отличие от своих сородичей, он никогда не питал враждебных чувств к вайшнавам. Он был спокоен, даже если ему грозила опасность, и не проявлял ни малейшего интереса к описанной в Ведах кармической деятельности. Все материальное он считал бесполезным и потому был свободен от мирских желаний. Он всегда владел своими чувствами и жизненной силой и, обладая стойким разумом и решимостью, держал в узде вожделение».
Здесь описывается еще 6 качеств, связанных с самообладанием, со способностью управлять собой.
Мана-стамбха-виварджитах — свобода от гордыни и высокомерия.
Нодвигна-читто — спокойствие или отсутствие возбуждения даже перед лицом опасности.
Нисприхах — свобода от стремления к кармической деятельности.
Авасту-дрик — способность видеть эфемерность материальных благ и свобода от материальных желаний.
Дантендрийа-прана-шарӣра — способность владеть своими чувствами и жизненной силой.
Дхӣх сада прашанта — стойкий разум и решимость.
Камо рахита — способность держать в узде вожделение.
Хочу обратить внимание на то, что в центре истории взаимоотношений Прахлада с Господом Вишну и Хираньякашипу находится понятие семьи. Есть демоническая семья, а есть божественная семья. Демоны очень преданы своему клану, у них есть общая демоническая цель — достижение власти и богатств. Воспитание в семье демонов предполагает культивирование определенной дисциплины, владения собой, своими жизненными силами, потому что если вы не обладаете дисциплиной, вы не можете достичь цели своего клана, не можете по-настоящему проявить преданность своему клану. Поэтому в отличие от обычных людей, которые болтаются туда-сюда, не понятно чем занимаются, живое существо, которое принадлежит семье либо демонической, либо божественной, обязано следовать внутренней самодисциплине. Оно обязано тренироваться, развивать какие-то качества, навыки, обязано проявлять концентрацию, потому что оно предано своей семье.
Почему Хираньякашипу так обозлился на Прахлада? Потому что Прахлад, с его точки зрения, предал свою семью, свой клан, приняв покровительство у семьи Вишну. В центре всей этой лилы стоит именно родительская раса — есть отец Хираньякашипу, и есть отец Вишну, т.е. два отца. Прахлад отвергает одного отца и принимает прибежище у другого. Когда Хираньякашипу проявил свой гнев по отношению к Прахладе, он спросил его: “Неужели этот отец лучше, чем я?” В этом смысл. “Неужели Он может сделать для тебя больше, чем я?”
Хираньякашипу реально любил Прахлада как отец, и как демонический отец хотел развивать своего ребенка, он дал ему лучших учителей, он давал ему какие-то наставления и так проявлял отцовскую любовь.
Качества, которые здесь перечисляются, формируются в настоящей семье. Если ребенок развивается в божественной семье — семье Шрилы Прабхупады, семье Господа Кришны, то мы должны культивировать эти качества: способность концентрации, владении собой, способность быть объективным, не идти на поводу у побуждений своего ума. Это все признаки преданности, потому что если человек предан именно в этом социальном смысле, а это не просто следует какой-то идее своего ума, он будет осознанно культивировать все эти качества, в противном случае, он не сможет защитить свою семью, не сможет проявлять подлинную преданность. Это качества лидера. Лидер — это тот, кто взял на себя ответственность за других. Он должен проявлять качества, описанные здесь. В противном случае пострадает общество преданных, не просто в смысле нашей религии, а пострадают все благочестивые живые существа, которые должны получить милость Господа и должны быть защищены от негативного влияния людей, которые занимаются развитием материальной цивилизации. Сейчас преданные находятся под гипнозом материалистического прогресса, и они не защищены от этого, почему? Потому что лидеры, которые должны быть такими как Прахлада Махарадж, не предоставили какую-то альтернативу, где преданные могут действительно решать свои материальные проблемы в духе сознания Кришны. Как здесь говорится, что Прахлад не уделял никакого внимания карма-канде и не уделял никакого внимания материальному прогрессу, это означает, что он не проявлял внимания к демоническим материальным тенденциям. Но при этом мы знаем, что Прахлад был царем, он был способен дать прибежище своим подданным. Если этого не происходит, это значит, что божественные качества не проявляются.
Все эти качества проявляются, если у вас есть пространство, за которое вы приняли ответственность. Именно это является источником описанных качеств: решимость, способность преодолевать соблазны, избегать чувственных наслаждений. Если вы подвержены чувственным наслаждениям как лидер, то вы разрушаете нравственное начало в своем обществе, т.е. вы действуете как разрушитель.
Вопрос: В начале мы говорили о воплощении Нрисимхадева, о Кришне. В «Шримад Бхагаватам» есть такой стих 1.3.38, где говорится: «Только те, кто безоговорочно, непрерывно и с любовью служит лотосным стопам Господа Кришны, держащего в руке колесо от колесницы, способны познать творца Вселенной во всей Его славе, могуществе и трансцендентности». Когда Вы говорили о том, что Нрисимхадев это один из таких ишта-деватов. Кришна же проявляет гнев, когда бросается с колесом на Бхишму, и Нрисимхадев приходит тоже в форме гнева. Как эти форму связаны между собой? Можете это как-то прокомментировать?
Ответ Е.С. Бхактиведанты Садху Свами Махараджа: Спасибо за вопрос. Мы знаем, что Кришна обладает всеми качествами своих остальных форм, поэтому качества Нрисимхадева, эта способность защищать своих преданных, присутствует и в Кришне, но оно не проявляется в такой степени, как у Нрисимхадева, вот что важно. Нрисимхадев специализируется на защите своих преданных, а у Кришны это иногда проявляется, но это не является Его настроением, потому что настроение Кришны игривое, у него другие приоритеты. А у Нрисимхадева именно этот приоритет, как у родителя, т.е. Его настроение — это настроение родительской защиты и заботы. И для преданных это очень важно, потому что мы обладаем природой дживы, постоянно попадаем под влияние неблагоприятных обстоятельств, поэтому нам нужно покровительство Нрисимхадева, без которого мы к Кришне прийти не можем. Вот в этом смысл. Поэтому это настроение Прахлада Махараджа для нас очень важно, потому что он дает нам именно путь обретения силы через предание Господу Вишну в настроении ребенка. И мы знаем, что Шрила Прабхупада дал нам это настроение. Он говорил, что когда вы повторяете Святые имена, вы должны быть в настроении предания, как ребенок зависит от своих родителей, это важное настроение. Поэтому тут есть очень глубокая связь.