Шрила Прабхупада

Посвящается
Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который распространил славу Господа Нрисимхадева по всему миру, и его последователям, продолжающим великую миссию.

Лекция Его Святейшества Шрилы Индрадьюмны Свами по»Шримад Бхагаватам» 7.10.15-17. «Сострадание и всепрощение вайшнава»

Текст «Шримад Бхагаватам» 7.10.15-17

шри-прахлада увача
варам варайа этат те варадешан махешвара
йад аниндат пита ме твам авидвамс теджа аишварам
виддхамаршашайах сакшат сарва-лока-гурум прабхум
бхратр-хети мриша-дриштис твад-бхакте майи чагхаван
тасмат пита ме пуйета дурантад дустарад агхат
путас те панга-сандриштас тада крипана-ватсала

Перевод: Махараджа Прахлада сказал: О мой Господь, Ты очень милостив к падшим душам, поэтому я прошу Тебя об одном благословении. Я знаю, что перед самой смертью мой отец уже очистился благодаря тому, что Ты взглянул на него; но в течение всей жизни, не ведая о Твоем несравненном величии и могуществе и считая тебя убийцей его брата, он ненавидел Твою милость. Он открыто поносил Тебя, духовного учителя всех живых существ, и совершал тяжкие грехи по отношению ко мне, Твоему преданному. Я хочу, чтобы все эти грехи были ему прощены.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Хираньякашипу был избавлен от материальной скверны, как только Господь взглянул на этого демона и прикоснулся к нему, и всё же Махараджа Прахлада хотел, чтобы Сам Господь подтвердил, что по Его беспричинной милости Хираньякашипу очистился. В этой молитве Махараджа Прахлада просит Господа позаботиться о его отце. Хотя Хираньякашипу причинил ему столько беспокойств, Прахлада, как истинный вайшнав, не мог забыть, что раньше отец относился к нему с нежностью и любовью.

В этом стихе «Шримад Бхагаватам» мы можем наблюдать за сострадательной природой преданного, которая выражается в его способности прощать оскорбления. В этом заключается истинная красота преданного. Безусловно, у преданного множество трансцендентных качеств. Но Чанакья Пандит отмечает в своих Нитья-шастрах, что красота кукушки в её прекрасном пении, красота женщины в ее целомудрии, красота некрасивого человека может заключаться в его знании или учености, а красота мудреца заключается в его способности прощать.

Если мы изучим Седьмую Песнь «Шримад Бхагаватам», то станет совершенно очевидно, что Хираньякашипу совершил большую ошибку, оскорбив великого преданного Господа. Оскорбления по отношению к любому преданному — очень плохо, но особенно это справедливо в отношении возвышенного чистого преданного. Кого же оскорбил Хираньякашипу? Прахладу Махараджа. Это один из двенадцати основателей науки преданного служения. В «Шримад Бхагаватам» утверждается, что Прахлада Махарадж является одним из двенадцати махаджан. Поэтому, если мы хотим развиваться в сознании Кришны, нам необходимо следовать по его стопам, чтобы вернуться домой назад к Богу. Но если вы сошли с ума и хотите отправиться в ад, то вы можете легко добиться этого, оскорбив такого великого преданного. И все мы знаем из «Шримад Бхагаватам» насколько сильно Хираньякашипу оскорблял Прахладу Махараджа.

Но Прахлада Махарадж, не смотря на все оскорбления со стороны Хираньякашипу, как становится очевидно из сегодняшнего стиха, готов простить своего отца. И он просит, чтобы Нрисимхадев не только простил его отца, но и дал ему освобождение. Таково качество великой освобожденной души. Вот пример недавней истории. Господь Иисус Христос две тысячи лет назад, будучи распят на кресте, посмотрел на небеса. Можно себе представить, он висел на кресте, в его руки и ноги были вбиты гвозди, солдаты кололи его пиками. А он посмотрел наверх и сказал: «Прости их, ибо они не ведают, что творят». Совершенно очевидно, это возвышенное качество — не только простить своих врагов, но и желать их освобождения, чтобы они закончили свое материальное существование.

Подобно тому, как Прахлада Махараджа преследовал его отец, в мировой истории божественных личностей постоянно преследуют демонические личности. Почему же преданных так оскорбляют? Очевидно из-за того, что они напоминают демоничным людям о Верховном Господе. Говорится, что когда бык видит красный цвет, то начинает гневаться. Я не знаю, почему это происходит, но это факт, что когда бык видит красный цвет, он приходит в ярость. Так природа устроила. Или люди, находящиеся в темноте, наполняются страхом. А когда восходит солнце, все страхи исчезают. Но когда темнеет, то люди становятся осторожными. При восходе солнца все чувствуют облегчение.

Когда непреданный, такой как Хираньякашипу, видит преданного, он впадает в гнев, потому что преданный напоминает ему о Верховном Господе. Помнить о Кришне очень легко, когда вы видите Его преданного. Потому что благодаря своему преданному служению, преданный очищается и в нем начинают проявляться такие же качества как и у Кришны.

Это одна из форм освобождения, когда преданный получает форму, подобную телу Кришны, единственная разница между Кришной и Его преданными на планете Вайкунтхе — у Кришны небольшой завиток волос на груди. Даже когда преданные еще совсем молодые, неофиты, были одеты в дхоти и сари, Шрила Прабхупада говорил, что они так прекрасны, как будто спустились с Вайкунтхи. Поэтому видя преданного, очень легко вспомнить о Кришне. Преданные Кришны настолько сияют, благодаря своей чистоте от преданного служения, что если даже преданного одеть в кармическую одежду, костюм и галстук, то всё равно, становится очевидно, что это — преданный Кришны. Их узнают по сиянию. Наверняка у многих из вас есть такой опыт, и особенно у тех, кто занимался санкиртаной, люди узнают нас на улице, даже не смотря на кармическую одежду.

Чанакья Пандит говорит: «Также как корова может узнать теленка среди тысяч других телят, так и Господь Кришна может узнать своего преданного среди множества обусловленных душ». Корова может узнать своего теленка из множества телят. Так и Кришна может узнать своего преданного среди миллионов обусловленных душ, для Него нет никаких проблем. Почему так легко узнать преданного в окружении многих обусловленных душ? Потому что преданный не делает того же, что делают обусловленные души. Чем же занимаются обусловленные души? Они наслаждают свои чувства, и в результате, они очень печальны и у них страдальческий вид. Но среди всех этих обусловленных душ преданный выглядит очень счастливым, потому что он не занимается чувственными наслаждениями, он служит Кришне, поэтому он наслаждается служением и выглядит очень счастливым. Он всегда погружен в преданное служение. Кришна говорит в «Бхагавад гите»:

мач-читта мад-гата-прана
бодхайантах параспарам

«Мысли моих чистых преданных находятся во Мне. Их жизни полностью посвящены служению Мне. Они наслаждаются тем, что делятся друг с другом знанием и беседуют обо Мне». (БГ 10.9)

В результате преданного служения, преданный преодолевает влияние гун материальной природы и становится очень счастливым и блаженным. Поэтому, когда мы видим кого-нибудь из преданных среди непреданных, то нас это очень радует. Благодаря тому, что преданный занят служением Кришне, он напоминает нам о самом Кришне, о нашем самом лучшем друге.

Противоположное справедливо в отношении непреданных. Мы можем их назвать демоническими личностями. Непреданные, когда видят преданного, тоже вспоминают о Кришне, и из-за их завистливой природы они очень гневаются и такие личности как Камса, Равана, Хираньякашипу, могут пытаться причинить вред преданному. Это особенно справедливо в отношении того, когда преданные пытаются поделиться сознанием Кришны. Поэтому, когда мы приближаемся к демоническим личностям, они могут почувствовать себя очень огорченным. Для чего преданный приближается к обусловленным душам? Он говорит: «Мой дорогой господин, пожалуйста, откажитесь от своих чувственных наслаждений». С самого начала преданный говорит непреданному: «Откажитесь от чувственных наслаждений, потому что если вы от них не откажетесь, то вы не сможете стать сознающими Кришну».

Нам нравится об этом слушать. Когда духовный учитель, возвышенный преданный, говорит нам, что мы должны отказаться от чувственных наслаждений, нам это нравится. Мы хотим быть убежденными в том, что чувственные наслаждения плохи тем, что без отказа от них мы не сможем прогрессировать. Мы можем быть по-прежнему быть привязаны к материальному миру. И мы можем не быть чистыми преданными, можем иметь привязанности. Но нам нравится слушать о том, как бесполезны наши привязанности, как от них избавится, потому что мы хотим продвигаться в сознании Кришны. Прабхупада говорил, что чувственные наслаждения и чистое преданное служение не совместимы. Но если мы говорим об этом непреданным, то они огорчаются. Но, тем не менее, в этом наша обязанность. Следуя по стопам Господа Чайтаньи и Его последователей, мы поем одну песню.

мукунда мадхава йадава хари,
болена боло ре вадана бхори’,

«Все преданные воспевают имена Мукунды, Ядавы, Хари. Их уста наполняются трансцендентными нектарными вибрациями. Они будят дремлющих людей. Вы проводите ночи в бесполезном сне, а днем просто украшаете свои тела. Достигнув редкой человеческой формы жизни, вы не относитесь должным образом к этому редкому дару. Вы не посвящаете себя служению возлюбленному матери Яшоды, поэтому беспредельной будет ваша скорбь в момент смерти». («Арунодая-киртан»).

Что же описывает эта прекрасная песня Бхактивиноды Тхакура? Она описывает группу киртана, которую ведет сам Чайтанья Махапрабху. Чайтанья Махапрабху поднимал своих преданных очень рано и все вместе они шли по деревням, воспевая святые имена. Это была блаженная экстатичная картина, все преданные танцевали и пели, счастливые. И что же они говорили тем, кто до сих пор спит? «Вы проводите ночи в бесполезном сне, а днем просто украшаете свои тела. Достигнув редкой человеческой формы жизни, вы не относитесь должным образом к этому редкому дару. Вы просто растрачиваете её зря. Вы не обращаете внимания на Кришну, поэтому растрачиваете драгоценные мгновения жизни, приближая смерть». Это очень решительные слова. Но из сострадания преданные говорят такие вещи.

Если мы обратимся к какому-нибудь йогу из Индии, такому ложному гуру, то он нас не будет ругать, скажет, что мы все хорошие ребята, делайте всё, что я вам говорю, и скоро станете Богом сами. А если мы обратимся к преданному, то мы можем услышать очень резкие слова: «Мошенник, ты занимаешься чувственными наслаждениями, поэтому ты будешь страдать». Но кто настоящий друг? Ложные йоги, которые утешают приятными словами или преданные, которые иногда ругают нас? У ложных гуру много последователей, но сознание Кришны намного сильнее, чем все эти движения. Кто же прав? Должны ли мы присоединиться к движению, где не так много правил, предписаний, ограничений, может быть нам так сделать… Чтобы не слышать обидные слова укора — «оставь свои чувственные наслаждения». Кто же наш истинный друг? Ложный гуру, который говорит нам, что мы можем наслаждаться или истинный гуру, который проповедует нам ограничения? Кто поможет нам достичь высшей цели? Кто наш настоящий друг? Кто идет на компромиссы в процессе преданного служения или тот, кто строго подходит к следованию. Тот гуру, который учит нас ограничениям, это тот, кто поможет нам развить любовь к Богу.

Например, мы можем обратиться к врачу, если у нас что-то болит, есть какая-то опухоль. Один врач может сказать, что ты такой хороший человек, у тебя всё прекрасно, ничего тебе не надо, продолжай наслаждаться, как наслаждался. А другой врач может сказать, что у тебя рак, поэтому ты не должен есть определенные продукты, ты должен себя ограничивать, может быть понадобится операция, будет больно. Вы можете сказать: «Какой ты друг, я лучше пойду к предыдущему врачу, он так приятно со мной говорил». Поэтому сентиментальный человек последует советам первого врача. Искренний человек будет делать то, что рекомендовал второй врач. Можно легко понять, если у меня проблемы, значит, необходимы ограничения. Преданный ценит подобное отношение. Но непреданный не может оценить этого, поэтому проповедь иногда становится довольно сложным делом.

На самом деле, Прахлада Махарадж вдохновлял своего отца уйти из дома и поселиться жить во Вриндаванском лесу. И что же сказал Хираньякашипу? «Большое спасибо, Прахлад, какие замечательные наставления ты мне дал. Пошел-ка я жить в лес». Не тут то было. Он начал отчитывать своего сына очень резкими словами. В «Источнике вечного наслаждения» Шрила Прабхупада описывает три вида оскорблений. И каждое последующее сильнее предыдущего. Вы должны знать, что они представляют из себя, как мы можем оскорбить других, чтобы не делать этого никогда. Что это за три вида оскорблений? Можно оскорбить в уме. Можно оскорбить речью. Но худшее оскорбление — причинение физического вреда. В каком из этих оскорблений повинен Хираньякашипу в отношениях с Прахладом? Думал ли он о Прахладе плохо? Да. Обращался ли он к Прахладу с грубыми словами? Да. Пытался ли он оскорбить его, причинив физические повреждения? Да. Поэтому Хираньякашипу виноват не только в одном оскорблении, он виноват во всех трех видах оскорблений. Он самым грубым и непочтительным образом относился к самому возвышенному преданному. Что же происходит, когда вы оскорбляете преданного Господа? Есть какие-то последствия? Да! Из десяти оскорблений Господа, оскорбление вайшнава, посвятившего всю свою жизнь преданному служению, является наиболее тяжелым оскорблением и за него можно пострадать сильнее всего.

Когда Господь Чайтанья Махапрабху обнял двух грешников — Джагая и Мадхая, Его золотистый цвет кожи потемнел. Господь Гауранга почернел, потому что в Него вошли все грехи Джагая и Мадхая. Все преданные были потрясены. Господь Чайтанья объявил: «Любой, кто будет оскорблять Моих преданных, получит эти грехи себе». Если служить преданному Господа Чайтаньи, то Господь будет так доволен, что может наделить вас кришна-премой, любовью к Кришне. Кришна говорит: «Тот, кто объявляет себя Моим преданным, на самом деле не является таковым, но тот кто считает себя преданным Моего преданного, на самом деле Мой преданный». Если мы будем служить чистому преданному Господа Чайтаньи, то в результате мы получим замечательное благословение — кришна-прему. Но если мы будем оскорблять такого преданного, то мы получим все последствия греховных деяний Джагая и Мадхая.

Кто хочет получить кришна-прему, которая приходит в результате служения чистому преданному? А кто хочет все последствия греховных поступков Джагая и Мадхая? Господь Чайтанья Махапрабху может это тоже дать. Есть желающие? Поэтому очень важно то, как мы общаемся с чистыми преданными. Может случиться или то, или другое. Можно плакать или горячими, или холодными слезами. В «Нектаре преданности» описывается, что счастливый человек плачет холодными слезами, а тот, кто горюет или печалится плачет горячими слезами. Если мы развиваем сознание Кришны, то в один прекрасный момент мы сможем заплакать слезами любви к Кришне. Как описывает Господь Чайтанья: «О Говинда, в разлуке с тобой каждое мгновение кажется мне вечностью». Я помню одну из лекций Гоур Говинды Махараджа, в которой он говорил, что в этом движении мы должны научиться просто плакать по Кришне. Поэтому плачьте, плачьте, плачьте. Но если подойти к Кришне не с той стороны, начать оскорблять Его преданного, то можно тоже начать плакать, только плакать горячими слезами.

Поэтому, мы должны быть очень осторожны по отношению к Господу и Его преданным, и ко всему тому, что связано с Кришной. Как огонь, он может очистить или уничтожить. Мы должны быть осторожны с огнем, он может принести много пользы, но может принести и много бед. Также мы должны быть осторожны в общении с Кришной или с Его преданным. Есть целая наука о том, каким образом мы должны общаться с Кришной, с преданными Кришны, со всем, что связано с Кришной, чтобы получить желаемый результат. Мы должны не просто так относиться, а думать, что есть возможность вернуться домой назад к Богу, потому что если я буду служить преданному, то Кришна будет доволен, я получу Его милость. Если мы будем относиться пренебрежительно, то откроем себе двери в ад.

Каким образом закончил Хираньякашипу? Он совершил три вида тягчайших оскорблений в отношении возвышенного преданного. Трудно себе представить, что должно было с ним случиться. Можно только гадать. Трудно представить, что должно было с ним произойти, потому что он плохо думал о Прахладе, плохо обращался к нему и пытался убить его. Это не так, как в современном суде, если у вам много денег, то даже совершив тяжкое преступление, можно уйти от ответственности. Убийца может через некоторое время уже гулять по улице, как ни в чем не бывало. Был один знаменитый футболист пару лет назад в Америке. Непонятно, что произошло, но он, находясь в здравом рассудке, убил свою жену и её друга. Через пять месяцев его освободили, у него было достаточно денег и хороший адвокат. Мог бы Хираньякашипу также уйти от ответственности? В суде Ямаражда взятки не принимаются! В высшем законе говорится «Зуб за зуб, око за око», поэтому на суде Ямараджа нельзя просто отозвать его в сторону и обсудить стоимость поездки в рай. Каково предназначение такой личности Кришна описывает в «Бхагавад Гите».

тан ахам двишатах круран самсарешу нарадхаман

Кришна говорит, что те, кто завистливы и злонравны — низшие среди людей. И Я навеки низвергаю их в океан материального существования, в разные демонические формы жизни.

Это то, что было уготовано Хираньякашипу. Случилось ли с ним это? Был ли он низвергнут в океан материального существования, принял ли он отвратительную форму жизни, как например, паук, таракан, муха или червь в испражнениях? Нет. Сам Верховный Господь сказал, что он освобождается и десять его поколений также освобождаются. Верховный Господь Сам об этом заявляет. Как же это случилось? В соответствии с тем, что Кришна объясняет в «Бхагавад Гите», Хираньякашипу должен был отправиться в ад. Почему это не произошло?

ванча калпа тарубхьяш ча
крипа синдхупья эва ча
патитанам паванебхье
вайшнавебхье намо намаха

Это произошло потому, что природа вайшнава такова, что он исполняет желания каждого, подобно древу желаний и полон сострадания ко всем падшим обусловленным душам. Прабхупада сказал, что преданные даже более милостивы, чем Сам Господь. В «Бхагавад Гите» Сам Кришна запрещает Арджуне беспокоить умы невежественных людей, проповедуя им сознание Кришны, пытаясь просветить их в сознании Кришны. Но в комментарии Шрила Прабхупада объясняет, что преданный Господа знает высшее желание Господа и поэтому идет даже на то, чтобы проповедовать тем людям, которые не интересуются сознанием Кришны. Прахлада Махарадж настолько возвышенный преданный, что простил своего отца. Как же такие возвышенные преданные как Прахлада Махарадж или Иисус Христос могут прощать своих мучителей? Потому что они полностью просветлены, они имеют равное видение по отношению ко всем живым существам. Они могут видеть Верховного Господа Кришну как высшего отца каждого и все живые существа — как Его детей. Преданные видят всех живых существ как братьев и сестер. Они на самом деле так и видят. Они видят любое живое существо как вечного слугу Кришны, и поскольку они также заняты в служении Кришне, они видят любое живое существо как своего брата или сестру. Поэтому они могут простить того, кто причиняет им вред. Очень трудно простить своего врага. Но если член семьи делает что-то плохое, то вы можете на него разгневаться, но через некоторое время вы его прощаете. Если ваш брат или сестра говорят или делают что-то плохое, то вы можете рассердиться, но затем вы легко прощаете, по крайней мере, намного легче, чем чужого человека. Поэтому преданный видит всех как членов одной большой семьи. И если кто-то делает что-то неправильно, то преданный говорит: «Пожалуйста, прости их, мой Отец, потому что они не знают, что делают».

титикшавах каруниках сухридах сарва-дехинам

Признаком садху, святого, является то, что он очень терпелив, милосерден и доброжелательно относится ко всем живым существам. У него нет врагов. Он умиротворен. Он следует правилам священных писаний. И садхавах садху-бхушанах, все его качества удивительны и возвышены.

Еще одно качество преданного, которое очень ярко проявлялось в Махарадже Юдхиштхире — аджита-шатравах шанта, тот, кто не имеет врагов. Из Махабхараты мы знаем, что Махараджа Юдхиштхира имел столько врагов, но это люди относились к нему как к врагу, а он не видел в них врагов. Это еще одно качество преданного, которое мы должны стремиться развить. Мы часто видим продвинутого преданного как того, кто обладает кришна-премой, безусловно, это истина. Некоторые из этих замечательных качеств, которые проявляются в садху садхавах садху-бхушанах, они являются украшением преданного и они очень ярко проявились в Прахладе Махарадже.

Точно также как мы можем молиться о кришна-преме, нам стоит молиться о развитии этих замечательных качеств: способности быть терпимым, сострадательным и так далее. Качества, которые проявляет Прахлада Махарадж, сострадание и всепрощение, не проявляются очень легко. Бхактивинода Тхакур учит нас развивать эти качества. Он говорит в одном из своих произведений: «Когда же проявится мое сострадание ко всем падшим душам? И тогда, в смиренном умонастроении, я отправлюсь проповедовать послание Чайтаньи Махапрабху». Поэтому мы должны практиковать сострадание, всепрощение, терпение, и благодаря практике, все эти качества однажды проявятся. В том же настроении, что и Прахлада Махарадж мы должны выходить и проповедовать сознание Кришны. Если мы будем регулярно проповедовать, как это делал Прахлада Махарадж, то мы разовьем такие замечательные качества как всепрощение и сострадание. Тогда в один прекрасный день с нами произойдет что-то невероятное, мы как Прахлада Махарадж сможем не только прощать тех, кто плохо относится к нам или причиняет нам вред, но и молиться об их вечном духовном благе.

vin1
Господь Нрсимха
Господь Нрсимха