Шрила Прабхупада

Посвящается
Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который распространил славу Господа Нрисимхадева по всему миру, и его последователям, продолжающим великую миссию.

Лекция Его Святейшества Шрилы Индрадьюмны Свами «Сила веры Прахлада Махараджа». Днепропетровск 20.05.2016 г.

Сегодня очень благоприятный день. Для нас это большая честь – быть вместе с вами в самый замечательный день явления Господа Нрисимхадева. Конечно, Господь Нрисимхадев – это очень популярное божество в Международном обществе сознания Кришны. Конечно же, существует много воплощений Господа, но это особое. Господь Нрисимхадев — это особое воплощение для всех гаудия-вайшнавов. Прежде всего потому, что он очищает наши сердца и позволяет продвигаться вперед по пути духовного развития к лотосным стопам Радхи и Кришны. И также Господь Нрисимхадев защищает преданных от демоничных личностей в их усилии распространить сознание Кришны по всему миру.

Сам Шрила Прабхупада познакомил преданных ИСККОН с поклонением Нрисимхадеву в ранних 70-х годах. Итак, сегодня мы будем говорить о славе Господа Нрисимхадева и его чистого преданного Прахлада Махараджа.

О Нрисимхе невозможно думать без Прахлада, и о Прахладе без Нрисимхи. Такова природа любви, расы. Отношения между Господом и Его преданным – это отношения любви. Преданный и Господь даже соревнуются, кто кому лучше послужит. Если вы думаете об одной личности, то автоматически думаете о другой. Можно, конечно, использовать не самую совершенную аналогию, которую мы видим в этом мире. Но когда мы думаем о жене, мы вспоминаем о муже, и когда мы вспоминаем мужа, мы думаем о жене. Поэтому в этот день, прославляя Нрисимхадева, мы будем также прославлять Прахладу Махараджа, потому что это то, что порадует Господа больше всего.

Существует много стихов, прославляющих Нрисимхадева. Многие привлекательные, но некоторые очень суровые, в таком настроении битвы: руби-руби, убивай-убивай, сжигай-сжигай. Но сегодня, в день явления Нрисимхадева, мы подошли к этой теме немного по-другому, как вы услышите. Мы прочитаем один из стихов, который составлен вайшнавом, который жил около 1000 лет назад. Это Шрила Шридхара Свами, изначальный комментатор «Шримад-Бхагаватам», как о нем говорил Шрила Прабхупада. Он написал этот стих как часть своего комментария на 7.9.1 «Шримад-Бхагаватам». Этот стих находится в данный момент в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 8.6). Кришнадас Кавирадж Госвами приводит этот стих.

угро ’пй анугра эвайам
сва-бхактанам нри-кешари
кешарива сва-потанам
анйешам угра-викрамах

Перевод: «Хотя львица — необыкновенно свирепый зверь, к своим львятам она очень нежна. Так и Господь Нрисимхадев, хотя Он беспощаден к непреданным, таким как Хираньякашипу, с преданными, подобными Махарадже Прахладе, он очень добр и ласков».

Итак, мы сегодня празднуем день явления Господа Нрисимхадева, который появился, чтобы спасти Своего преданного, Прахладу Махараджа, из рук его демонического отца по имени Хираньякашипу, любителя золота и мягких постелей. Он преследовал Прахладу Махараджа настолько, что хотел его убить, несмотря на то, что это был его собственный сын.

Сегодня утром я подумал, что это игра была необходима для того, чтобы у преданных была вера в бессмертные слова «Бхагавад-гиты», в которой Кришна говорит: партха наивеха намутра винашас тасйа видйате на хи калйана-крит кашчид дургатим тата гаччхати («Бхагавад-гита», 6.40) «О сын Притхи, трансценденталист, который совершает добрые дела, не потерян ни в этом мире, ни в высшем мире. Тот, кто творит благие дела, никогда не попадает под влияние зла».

Еще один важный стих: каунтейа пратиджанихи на ме бхактах пранашйати (БГ 9.31) «О, сын Кунти, смело заявляй, что мой преданный никогда не погибнет». Свидетельство, которое подтверждает эти смелые утверждения Господа, находится в лиле Нрисимхадева и Прахлада Махараджа. У нас есть знания, истории, подтверждающие реальность этой философии.  Особенно благодаря явлению Нрисимхадева.

Очень интересно также отметить, что сегодня не только день явления Нрисимхадева, но также день ухода Хираньякашипу. Мы также празднуем уход Хираньякашипу. Уход Хираньякашипу является предупреждением для всех, кто преследует преданных и приносит им проблемы. Это предупреждение для всех, кто преследует преданных, чтобы они понимали, как Господь защищает своих преданных. Эта защита не такая, как например, когда вы нанимаете охрану для того, чтобы защищать себя или какое-то мероприятие. Господь защищает своих преданных из любви.

Насколько же Господь любит преданных? садхаво хридайам махйам садхунам хридайам тв ахам мад-анйат те на джананти нахам тебхйо манаг апи (ШБ 9.4.68) Кришна говорит: «Чистые преданные всегда в глубине Моего сердца, и Я всегда в сердце Своих преданных. Мои преданные не хотят знать никого кроме Меня, и Я не хочу никого знать кроме них». Такова любовь. Любовь Господа к преданному настолько сильна, что Он приходит из духовного мира для того, чтобы спасти его. Некоторые говорят, что любовью двигаются горы, но здесь мы можем видеть, что Господь приходит из самого духовного мира для того, чтобы спасти преданного. На самом деле, это была единственная цель явления Нрисимхадева. В отличие от других воплощений Господа, которые приходили и проводили какое-то время на Земле, Нрисимхадев специально пришел для того, чтобы убить Хираньякашипу, спасти Прахлада Махараджа, и через очень короткое время Он отправился снова в духовный мир. Он проявил целое воплощение ради спасения одного преданного. Поэтому это предупреждение для всех материалистов в день ухода Хираньякашипу, что если они будут причинять беспокойства преданным, то у них будут проблемы.

Иногда предупреждения помогают. Какое-то время назад в Америке размышляли о том, какой флаг лучше всего представит страну. В 17 веке шло обсуждение того, какой флаг лучше всего будет представлять Америку, и в конечном итоге, как известно, остановились на звездно-полосатом флаге, но было одно предложение — поместить на флаг змею с подписью: «Не беспокой меня», как предупреждение другим странам, например, Британии, чтобы они не пытались захватывать Америку. Хотя это предложение не прошло, но тем не менее оно было. Какое-то время назад во Вриндаване было очень много обезьян, которые создавали проблемы, даже кусали людей (из-за этого люди болели), поэтому надо было как-то решить эту трудность. Решение нашли такое: поймали одну обезьяну, убили и подвесили на дереве. После того как обезьяны увидели эту мертвую обезьяну, висящую на дереве, они прекратили все свои глупости и разбежались. Поэтому в этот день все материалисты могут понять, что с преданными лучше не шутить, лучше не пытаться создавать преданным проблемы (потому что демоны любят это делать, они любят преследовать преданных, точно так же как преданные любят помогать окружающим, благословлять их). Поэтому этот день является таким суровым предупреждением для всех демонов и материалистов — лучше преданным не создавать проблем. Если меня кто-то спросит, чем я сегодня занимался, я могу сказать, что я праздновал день ухода Хираньякашипу. Это еще один взгляд на «Бхагаватам», потому что «Бхагаватам» подобен кристаллу со многими гранями, которые отражают разные цвета, и можно рассматривать один стих практически вечно.

Для нас очень важно хорошо знать философию, чтобы уметь объяснять какие-то сомнительные моменты, например, прояснять для людей вопрос, почему, если Кришна —  Верховный Господь, Он так себя ведет — танцует в лесу со множеством женщин, многие из которых замужние, что является нарушением определенных стандартов. Точно так же мы должны уметь отвечать на вопрос, что у нас за Бог такой, который убивает людей. Обычно Бог — это любовь, мы знаем, что Он так воспринимается. Это правда — трансцендентная любовь. Но если нужно, он может и разгневаться, если кто-то пытается повредить Его миссии или Его преданным.

Когда я в первый раз привел свою маму в храм, в Беркли, в Калифорнии, первое, что она увидела на стене, было громадное изображение Нрисимхадева, разрывающего Хираньякашипу. Тогда я был преданным еще не очень долго, но тем не менее что-то уже понимал. Показав маме на картину, я сказал: «Вот наш Бог». — «Понятно. А мальчик кто?» — «Это Его преданный. Мы хотим быть такими, как Прахлада, преданными Господа». — «А кто это на коленях у Бога, над кем Он операцию проводит?» — «Ну, вот это папа мальчика». — «Так. Ну тогда мне пора уходить». Пришлось другим преданным ее уговорить, чтобы она вернулась. Еле уговорили.

Хотя иногда Господь может кого-то убить, но нам надо правильно объяснить, почему это происходит — потому что иногда ради блага приходится убивать. Например, врачу приходится убивать раковые клетки для того, чтобы спасти пациента. Точно так же Господу иногда приходится убивать демонов, которые подобны раковой опухоли на теле общества. Представьте себе, кто-то бы возмутился, что Вашего отца прооперировали, устранили  раковую опухоль, и кто-то начал возмущаться: «А что с бедным раком случилось? Это же тоже живое существо. Его-то за что убили? Как насчет прав рака на существование?» Более того, когда Господь убивает демонов, это приносит им благо, потому что благодаря этому уничтожается их карма, они достигают освобождения и могут даже вернуться в духовный мир. Иногда они могут раствориться в теле Господа, получить мукти, а в особых случаях даже вернуться назад к Богу. Конечно же, это не тот путь возвращения к Богу, который мы можем порекомендовать – стать каким-то большим демоном, потому что гарантии никто не дает в этом случае.

Интересно заметить, что Прахлада Махарадж не сразу довел ситуацию до того, что Нрисимхадев убил Хираньякашипу. Он проявлял к нему сострадание, пытался очень серьезно проповедовать ему сознание Кришны. И только лишь после того, как было понятно, что проповедь здесь бессильна, ему пришлось применить так называемый argumentum ad bakulum.

В шастрах описываются 4 стадии дипломатии. Мы позже приведем выдержку из комментария Прабхупады, в котором он говорит об этом в «Бхагаватам». Прабхупада пишет: «В политической деятельности, когда кто-то не подчиняется распоряжению правительства, применяются 4 принципа для подавления подобной деятельности: это распоряжение на основе закона, умиротворение (или приятные слова), предложение дара или поста в правительстве, и если уже ничего не помогает, то оружие». Прабхупада пишет, что когда ничего не помогает (никакая логика, никакие аргументы) приходится применять ad bakulum, учинять физическую расправу, и это то, что Господь вынужден был сделать в случае с Хираньякашипу.

Если мы почитаем беседы Прахлада Махараджа с Хираньякашипу, становится понятно, что он пытался не просто его успокоить, он хотел, чтобы он стал преданным, несмотря ни на что. Несмотря ни на что мы выходим, например, на улицы кали-южных городов и воспеваем Святое Имя. Не потому, что нас пригласили, а потому, что мы верим в то, что Святое Имя очень могущественно, и благодаря этому многие люди получают освобождение, потому что это наставление Господа Чайтаньи Махапрабху. На что же Прахлада Махарадж пытался вдохновить своего отца в плане преданного служения? Он пытался его сделать бриджабаси. Подождите, Махарадж, а где в священных писаниях написано, что Прахлада Махарадж пытался своего отца сделать бриджабаси?

тат садху манйе ‘сура-варйа дехинам
сада самудвигна-дхийам асад-грахат
хитватма-патам грихам андха-купам
ванам гато йад дхарим ашрайета

Прахлада Махарадж сказал: «О лучший из асуров! О отец, царь демонов! Я узнал от своего духовного учителя, Нарады Муни, что любой, принимающий временное тело и временную семейную жизнь, безусловно, находится под влиянием беспокойств, поскольку он упал в темный колодец, в котором нет воды, но только страдания. Мой дорогой отец, человек должен оставить подобное положение и отправиться в лес, в ван; более конкретно, ему следует отправиться во Вриндаван, где безраздельно царит сознание Кришны, и так обрести покровительство Верховной Личности Бога, Кришны» (ШБ 7.5.5). Это то, как Шрила Прабхупада переводит этот стих. И мы принимаем этот перевод, потому что для нас Шрила Прабхупада является высшим авторитетом. Он пишет конкретно, в какой лес надо отправиться, – во Вриндаван, где господствует только сознание Кришны, и там принять прибежище у Верховного Господа Кришны.

Это удивительно, как Прахлада Махарадж понимает саму суть сознания Кришны, будучи махаджаной. Он пытается, по крайней мере, выполнить практически невыполнимую задачу – дать сознание Кришны такой личности. Подобно Господу Чайтанье, Прахлада Махарадж пытается дать самое высшее самой низшей личности. Невозможно представить себе более контрастную ситуацию, чем когда он вдохновляет величайшего из демонов стать величайшим преданным, отправившись во Вриндаван. Никто не может с этим спорить. Отправиться во Вриндаван – это означает, отправиться в высочайшую обитель, потому что Вриндаван известен как «парам гати«, высшая цель. Мы не сомневаемся в этом (что Вриндаван – это высшая обитель), потому что об этом говорит сам Верховный Господь, Шри Чайтанья Махапрабху. Он беседовал с одним из преданных, которого зовут Рагхупати Упадхьяя. Махапрабху сказал Рагхупати Упадхьяе (ЧЧ, Мадхья, 19.106) :

шйамам эва парам рупам
пури мадху-пури вара
вайах каишоракам дхйейам
адйа эва паро расах

«Высшая форма Господа – это форма Шьямасундары, город Матхура является высшей обителью, необходимо постоянно медитировать на раннюю юность Господа Кришны, а наивысшая раса – это раса супружеской любви». Поэтому нужно понять, что Прахлада Махарадж пытался вдохновить своего отца на высший уровень преданного служения, хотел, чтобы он стал бриджабаси. Конечно, у него не особо получилось, но, как минимум, он пытался.

Мы так же пытаемся следовать по стопам Прахлады Махараджа, и поэтому для нас нет непреодолимых трудностей. Это настроение очень ярко проявилось, например, в жизни одного из моих любимых духовных братьев, Тамала Кришны Махараджа, который принял наставление Прабхупады и отправился в коммунистический Китай в разгар так называемой «культурной революции», оставив все свое остальное служение, и благодаря его жертве сейчас столько много преданных появилось в Китае. Это показатель того, что любое, даже самое нереальное, невыполнимое наставление, можно выполнить по милости духовного учителя, потому что вместе с наставлением приходит благословение.

Очень, конечно, удивительно, что Прахлад говорит на эту тему, потому что он известен как вайкунтха-баси. Он является преданным Господа в дасья-бхаве на Вайкунтхе, и очень интересно, что он говорит о Вриндаване. Еще один любопытный момент, связанный с Прахладой, который упоминает Вишванатха Чакраварти Тхакур. Я наткнулся на него вчера вечером, готовясь к лекции. Я даже сам до конца не смог осознать то, о чем говорит Вишванатха Чакраварти Тхакур в связи с Прахладой Махараджем, но, как минимум, я хочу поделиться этим моментом с вами, потому что он очень любопытный.

Вишванатха Чакраварти говорит, существуют два класса преданных: нитья-сиддхи и садхана-сиддхи (вечно совершенные преданные и те, кто достигает совершенства благодаря практике сознания Кришны). Некоторые преданные всегда были, есть и будут совершенными, но некоторые, преодолевая свои несовершенства, достигают уровня совершенства, и в глазах Господа и других чистых преданных это две равные категории. Вишванатха Чакраварти Тхакур описывает очень интересно, что Прахлада Махарадж — это сиддха, принадлежащая к обеим категориям. Он совершенен частично благодаря своему преданному служению и частично благодаря тому, что он вечно совершенен. Я и сам до конца еще не понял, о чем тут речь, но тем не менее вывод такой, что он совершенный преданный. Он стал совершенным благодаря практике садхана-бхакти, и также он совершенный, потому что он всегда был совершенным. И для того, чтобы наша вера укрепилась, он приводит пример Нарады Муни, духовного учителя Прахлады. Он говорит, что Нарада Муни родился сыном служанки и в следующей жизни он достиг совершенства через садхану, благодаря выполнению преданного служения. Но Нарада Муни также считается нитья-сиддхой, потому что он никогда (даже ни одного раза) не забыл о Верховном Господе. Это пища для размышления для вас. Прахлада Махарадж – это вечный житель Вайкунтхи, его там всегда можно найти.

Кстати говоря, Хираньякашипу тоже живет на Вайкунтхе. После того, как его убил Нрисимхадев, он очистился. Правда, у него остались некоторые признаки – Хираньякашипу усы себе не сбрил, оставил. Но тем не менее он на Вайкунтхе занимается чистым преданным служением в качестве охранника Вайкунтхи. Он любит показывать свои шрамы (это шутка, не принимайте это серьезно).

Несмотря на то, что Прахлада является вайкунтха-баси, для Вриндавана он не является кем-то посторонним. Очевидно, что если он порекомендовал отцу отправиться во Вриндаван, он сам осведомлен о славе Вриндавана. Прахлада не является чужим для жителей Вриндавана. Все жители Вриндавана знают про Прахлада Махараджа. Говорится, что жители Вриндавана празднуют особый праздник – годовщину славы Прахлады Махараджа. Этот праздник называется Холика-дахан. Каждый год во Вриндаване проводится этот фестиваль. Его празднуют в доме Прахлады Махараджа, на Прахлада-кунде. У Прахлады есть свое место во Вриндаване – это Прахлада-кунда. Хотя он там не живет, но жители Вриндавана считают, что эта кунда принадлежит ему, поскольку они так сильно его любят, несмотря на то, что он житель Вайкунтхи. Жители Вриндавана говорят, что это такой важный фестиваль (Холика-дахан), что его праздновал даже Сам Кришна каждый год, пока Он был на Земле, потому что Хираньякашипу был вторым демоном во Вселенной (первым был его брат Хираньякша), поэтому это очень древняя история, она произошла задолго до явления Кришны, и даже Кришна праздновал этот праздник.

«Холика-дахан» обозначает «празднование смерти Холики». Кто такая Холика? Это сестра Хираньякашипу. «Ху-ха-ха!!!» — «Кто ты?» — «Сестра Хираньякашипу!!!» Тоже демоница. Описывается, как Хираньякашипу пытался ее также задействовать в том, чтобы она попыталась убить Прахладу Махараджа. Мы знаем, что Хираньякашипу пытался убить Прахлада разными способами: бросал Прахлада к ногам слонов, в большую яму, полную ядовитых змей, чары накладывал, чтобы его убить, сбрасывал его с горы (Господь Вараха его спас), травил его ядом, заставлял его голодать, делал так, что он попадал в холод, подобный сибирскому. Но ничего не получалось, потому что Прахлада продолжал воспевать Святые Имена Кришны: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе!

В конечном итоге Хираньякашипу сказал: «Я использую высшее оружие для того, чтобы уничтожить Прахлада». В конце существования Вселенной Господь Шива танцует танец разрушения, и от трения его стоп возникает огонь, который сжигает всю Вселенную, поэтому огонь является высшей разрушительной силой. Хираньякашипу не был глупым, он сообразил, что огонь – это самая высшая разрушительная сила, и поэтому решил уничтожить Прахладу Махараджа, который был на стороне его самого большого врага, Вишну. Он решил: «Сожгу его дотла».

Хираньякашипу специально выбрал благоприятное время для этой своей деятельности. Эти демоны были не такими, как их изображают иногда, как современные какие-то пьяницы. Это были образованные люди, которые даже знали Веды. Единственная их проблема была в том, что они не принимали Кришну как Верховную Личность Бога. Хираньякашипу посоветовался с астрологами. Ему сказали, что самое благоприятное время для того, чтобы начать эту процедуру, — это ночь полнолуния месяца Пхалгуни, которая для нас известна как Гаура-пурнима. Накануне этой ночи Хираньякашипу собрал очень много дров, сложил их (как для погребального костра), подготовил все, и на середину этой вязанки дров поставили большое деревянное сидение. Хираньякашипу даже попросил благословение у Шивы, чтобы он дал ему силу огня разрушения Вселенной для того, чтобы зажечь погребальный костер, которым он надеялся уничтожить Прахлада за ужасающее преступление — что он стал преданным Вишну.

Для того, чтобы Прахлад уже точно не сбежал никуда, он попросил свою сестру, чтобы она посадила Прахлада себе на колени, и села вместе с ним на это сидение, и держала его очень крепко, чтобы он не сбежал, а умер. Но это немножко такой зловредный поступок по отношению к сестре, потому что братья должны защищать младших сестер. Но не было проблем в этом отношении, потому что Холика получила благословение от Брахмы, что огонь был не способен ее сжечь. Итак, сестра Хираньякашипу, Холика, села вместе с Прахладом Махараджем на это сидение в окружении дров. Прахлада Махараджа должен был сжечь огонь, заряженный могуществом самого Господа Шивы, используемый в конце существования Вселенной. Прахлада Махарадж ни о чем не волновался, он просто повторял Святые Имена, как 5-летний ребенок.

Нарушая все ведические предписания, Хираньякашипу сам зажег этот погребальный огонь, чтоб сжечь своего сына, Прахлада Махараджа (потому что, по ведической традиции, наоборот, сын должен зажигать погребальный огонь для своего отца). Но он сделал это с великой радостью (зажег этот огонь). Он был настолько яркий, что никто даже на него смотреть не мог, потому что это был огонь, предназначенный для уничтожения Вселенной. После того, как все прогорело, они посмотрели и увидели, что Прахлад Махарадж спокойно вышел и пошел дальше куда-то по своим делам. Но Холика сгорела дотла. Но подождите, у Холики же было благословение самого Брахмы — не просто какого-то мудреца, а Брахмы — что она не сгорит в огне. Как же она сгорела? Это произошло потому, что она совершила оскорбление – пыталась участвовать в уничтожении Прахлады Махараджа. Из-за этого оскорбления она потеряла результат благословения Брахмы.

Когда Прахлада Махарадж, весело напевая «Харе Кришна», проходил мимо Хираньякашипу, он посмотрел на него и сказал: «О Боже, что же мне сейчас делать?! Я столько раз старался убить Прахлада, и ничего не получилось. Каким-то образом он спасается благодаря своим мистическим силам». Но причина была не в мистических силах Прахлады, а в том, что он был под защитой Кришны. Он был преданным Господа. Он хотел, чтобы об этом знал весь мир, поэтому громко воспевал Святые Имена — Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Этот праздник празднуется во Вриндаване в честь того, что Прахлада так и не согрел в огне уничтожения Вселенной, проявив необычайную силу веры. Потому что самое важное для бриджабаси – вера. Они празднуют этот праздник каждый год и говорят, что даже Кришна его праздновал в свое время.

Продвижение в сознании Кришны не определяется по тому, насколько вы красиво одеваете сари или дхоти или ставите тилаку, а потому, насколько глубока ваша вера в гуру и Гаурангу. Однажды я спросил у Его Святейшества Тамала Кришны Махараджа, какое самое важное качество ученика. Он сразу же сказал, что это гуру-ништха, вера в гуру. Эта вера развивается и развивает нашу веру в Кришну, Верховную Личность Бога.

В рамках празднования этого события бриджабаси сжигают соломенное чучело этой демоницы, Холики. Они делают это чучело таким большим и столько дров туда сносят, что все это горит целую ночь, и они целую ночь танцуют в экстазе. Если не знать философию, можно подумать, что это какие-то аборигены танцуют вокруг костра.

Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что этот праздник является источником праздника Холи, потому что в конце этого праздника бриджабаси кидают друг в друга различными цветными порошками и обливают друг друга цветными жидкостями. То есть еще даже до того, как Кришна и гопи участвовали в празднике Холи, этот праздник начался благодаря вот этому событию, и самое слово «холи» происходит от имени Холика. Интересно, что Кришна участвует в этом празднике, прославляя Своего преданного. Конечно, Кришна прекрасно знаком с Нрисимхадевом. Поскольку Кришна и Баларама росли во Вриндаване и Нанда Махарадж и взрослые постоянно беспокоились об их защите, Гарга Муни, священник Нанды Махараджа и его семьи, порекомендовал установить дома божество Нрисимхадева в Нандаграме, чтобы оно защищало Кришну и Балараму.

Когда я в первый раз посетил Нандаграм, я был поражен тем, что в доме Кришна-Баларамы находится божество Нрисимхадева. Я подумал: «Интересно, что же здесь делает Нрисимхадев, ведь Кришна-Баларама — это Сам Верховный Господь». Но лилы Враджа таковы, что даже Сам Верховный Господь забывает, что о том, что Он Бог. И для того, чтобы Их защитить, 5000 лет назад божество Нрисимхадева было установлено самим Нандой Махараджем в Нандаграме, и если вы сегодня посетите Нандаграм, то вы сможете Его там увидеть. Это также является показателем того, что Кришна очень любит Нрисимху.

Кришна обычно ложится спать на закате солнца. Это очень типично для бриджабаси – ложиться на закате и вставать на восходе солнца. Во Вриндаване, в отличие от западных стран, солнце заходит примерно в 6 часов (там нет переходов на летнее и зимнее время), и поэтому Кришна достаточно рано ложился спать. В один вечер, когда мама Кришны, Яшода, укладывала Его спать, она подумала, что Он уже уснул. Через пару часов она заглянула, чтобы посмотреть, что там творится. А Он сидел на кровати и играл в игрушки. Рупа Госвами говорит, что Он игнорировал богиню сна, которая терпеливо стояла рядом с Его кроватью.

Мама Яшода села на кровать, обняла Кришну и сказала: «О сынок, восходящая темная луна, вся Гокула спит, и ей снишься Ты. Вся Гокула в глубоком сне видит Тебя. А ты что, не устал?»  «Нет, мама, Я играю в игрушки. Сегодня сон забыл обо Мне почему-то». Мама Яшода настояла, чтобы Он все игрушки сложил в деревянный ящичек и уложила Кришну к себе на колени, а Он положил голову ей на колени. Но глаза Кришны были широко раскрыты. Тогда она сказала: «Сынок, для того, чтобы Тебя усыпить, я тебе расскажу историю». Кришна устроился на коленях мамы поудобнее и сказал: «Расскажи мне историю, которую Я не слышал».

И мама Яшода начала рассказывать про Прахладу Махараджа, как он постоянно хранил веру в Господа Нараяну, хотя его демонический отец Хираньякашипу издевался над ним, пытался его убить разными способами. Она рассказала всю историю явления Нрисимхи. Когда же мама Яшода дошла до того места, в котором Нрисимхадев появился из колонны, то она сказала, что Нрисимхадев очень хотел порвать демона в клочья. В этот момент легкая улыбка появилась на устах Кришны, потому что Он вспомнил о том, как Он убил этого демона в свое время. Рупа Госвами говорит, что мы предлагаем свои поклоны этой прекрасной улыбке Господа.

Еще один интересный момент, который я обнаружил. Ачарьи также говорят, что Кришна вспомнил о Прахладе, когда Он утверждал в «Бхагавад-гите», обращаясь к Арджуне: «Заявляй смело, Арджуна, что Мой преданный никогда не погибнет» (БГ, 9.31). Это очень глубокое понимание Кришны. Когда Кришна говорил это Арджуне, Он на самом деле думал про Прахладу Махараджа. Это настоящий нектар.

Есть еще одна интересная информация. В древние времена во Вриндаване была традиция, когда аскеты зажигали громадный огонь (может быть 50-метровой высоты) и, памятуя о Прахладе Махарадже, они проходили через этот огонь, и он их не обжигал. Я сам никогда этого не видел, но Шиварама Махарадж говорил, что он беседовал с бриджабаси, которые видели в свое время, как эту церемонию проводили садху, которые медитируя на Прахладу Махараджа, проходили через огонь и выходили совершенно без ожогов. Поэтому очевидно, что если бриджабаси знают о славе Прахлады Махараджа, Прахлада Махарадж также знает о славе Вриндавана, потому что преданные ценят любых преданных благодаря их преданности Кришне.

Безусловно, Прахлад Махарадж находится в айшварья-бхаве, он хочет служить Господу на Вайкунтхе. Но есть молитвы, обращенные к Нрисимхадеву, с просьбой об очень высоких благах (и в конце мы хотим упомянуть об этом). Это то, что нам раскрыл Шрила Бхактивинода Тхакур, — то, что Нрисимхадеву можно молиться не только о защите. Он говорит об этом в своей знаменитой «Навадвипа–дхама-махатмье», где он раскрывает то, что у него на сердце, обращаясь к Господу Нрисимхе. Как известно, Бхактивинода Тхакур поклонялся не Гаура-Нитаю, а Гаура-Гададхару, и у него также были божества Лакшми-Нрисимхи. Если вы отправитесь в дом Бхактивиноды Тхакура в Навадвипа-дхаме, вы увидите там Божества Гаура-Гададхары, а также и прекрасное божество Нрисимхадева.

Будучи молодым преданным, я думал, что Бхактивинода Тхакур поклонялся Нрисимхадеву, потому что он начинал движение санкиртаны и он хотел получить Его защиту, что также было истиной. Но высшая цель гаудия-вайшнавов – это Голока. Поэтому он возносил особую молитву Господу Нрисимхе, которая для нас очень важна. Он пишет:

«Когда придет то время, когда на юго-востоке я увижу привлекательную Нрисимха-пури, Девапали, священную обитель Нрисимхи, и, катаясь в экстазе, буду искренне молиться Ему о кришна-преме? В моем злом сердце живут 6 врагов, возглавляемые вожделением, лицемерием, обманом и стремлением к высокому положению. Когда же я буду молиться у стоп Нрисимхадева, чтобы Он очистил мое сердце и даровал мне желание служить Кришне? Когда же я начну рыдать у стоп Нрисимхи в молитве о служении Радхе-Кришне в Навадвипе, молясь о поклонении, свободном от препятствий, возглавляемых вожделениям? Когда этот ужасно выглядящий Господь будет доволен мной и проявит ко мне Свою милость? Несмотря на то, что Нрисимхадев ужасающ для грешников, Он очень добр к Своим преданным, таким как Прахлад Махарадж. Когда же Он будет доволен мною и сделает этого бесполезного глупца бесстрашным и безгрешным. Произнеся следующие милостивые слова, Он скажет мне: «О дорогой ребенок, счастливо живи в дхаме Гауранги, совершай поклонение Радхе-Кришне и наслаждайся Святым Именем. По милости Моих преданных все препятствия будут разрушены. С чистым сердцем поклоняйся прекрасным отношениям Радхи и Кришны». Когда же Господь произнесет эти слова и счастливо поместит Свою лотосную стопу на мою голову, в то же мгновение я покачусь по земле, переполненный признаками премы на пороге Его дворца».

Благодаря нашему духовному прапрадедушке мы понимаем, в чем высший смысл поклонения Нрисимхадеву – в том, чтобы развивать свою преданность Радхе-Кришне. В этой молитве Бхактивинода Тхакур выражает стремление в настроении разлуки, что является высшим настроением поклонения Радхе-Кришне. Сам Вриндаван является свидетельством этому, в соответствие с утверждениями наших ачарьев.

Во Вриндаване есть очень благоприятное место – Апсаравана. Там есть небольшой холм, который называется Нрисимха-тила. На этом холме есть божество Нрисимхадева. Говорится, что Он служит там всему Вриндавану. Наверняка, некоторые из вас там были, потому что этот храм Нрисимхадева находится на Говардхане, когда вы обходили его. Там прекрасное божество Нрисимхадева, который разрывает Хираньякашипу. Когда мы проходим нашу парикраму вокруг Говардхана, я обычно беру преданных, которые со мной идут, в этот храм Нрисимхадева, и мы получаем его даршан.

Ачарьи говорят, что Нрисимхадев находится на этом холме, он взирает на все окрестности Вриндавана, начиная с холма Говардхан, и благословляет всех начинающих преданных, которые обходят холм Говардхан. Его благословения проявляются двумя способами. Первый тип благословений — Он защищает от внутренних врагов, таких как вожделение, гнев, жадность, а второй тип благословений — в  том, что Он защищает от внешних препятствий в служении, например, препятствий в проповеди, и помогает победить все материальные желания, которые мешают в преданном служении. Самая главная защита, которую Он предоставляет – это защита от вожделения, всепожирающего врага.

Есть еще третье благословение, которое дает это Божество, которое очень важно знать для всех нас, потому что, когда вы будете проводить Говардхана-парикраму и посетите это Божество, вы можете молиться Ему о защите (внешней и внутренней). Но важно знать еще и третье благословение, которым Он делится. Это благословение, которое Он дает чистым преданным. Первые два благословения для нас. Но не удивляйтесь тому, что даже чистые преданные ходят вокруг холма Говардхана, делают парикраму, потому что в этом смысл — стать чистым преданным. Пару лет назад, когда мы делали парикраму вокруг Говардхана, мы догнали одного садху, который шел и пел прекрасные бхаджаны. Просто услышав, с  каким чувством он поет, я понял, что он чистый преданный, поэтому мы немножко затормозили и записали то, как он поет эти песни. Он проливал слезы, когда он пел. Нрисимхадев благословляет даже таких чистых преданных, которые чувствуют разлуку с Кришной.

Рупа Госвами говорит, что чистых преданных Нрисимхадев защищает от крайней скорби, которая может быть вызвана разлукой с Господом, потому что какая-то скорбь может усиливать нашу привязанность Господу, но она может дойти до крайности, когда преданный может погрузиться в полную депрессию; и от этого чувства Нрисимхадев защищает своих чистых преданных. В разлуке с Кришной чистые преданные чувствуют, что каждое мгновение тянется для них как 12 лет и более. Слезы беспрестанно льются из их глаз, подобно потокам дождя. На этом высоком уровне сознания Кришны весь мир кажется им пустым.

Говорится, что, гладя Прахладу Махараджа по голове, Нрисимха успокоил его и заверил в том, что с этого момента он будет свободен от всех издевательств Хираньякашипу. Точно так же, Нрисимхадев присутствует на холме Говардхан в форме милостивого взгляда, прикосновения Своих стоп и прекрасного звука Своего голоса, которые избавляют преданного от всех страхов и гарантируют ему скорую встречу с Кришной. Один преданный так об этом написал. Господь Нрисимхадев, по утверждению ачарьев, обращается к Своему преданному: «Мой дорогой преданный, оставайся в этом лесу, воспевай Святое Имя, и очень скоро ты увидишь Господа».

По милости Бхактивиноды Тхакура мы понимаем самое глубокое измерение игр Нрисимхадева. Особенно ясно это продемонстрировано в этой цитате из «Навадвипа-дхама-махатмьи», которая предназначена исключительно для гаудия-вайшнавов, которые хотят воспользоваться благом и вернуться назад к Богу. Кто-то может бросить вызов и сказать: «В Ведах этого нет. Веды – это наш источник знания. Где в Ведах говорится (в каких Упанишадах или в каких-то других писаниях), что надо молиться Нрисимхадеву о кришна-преме? (Например, в Южной Индии никто Ему об этом не молится). На каком основании Бхактивинода Тхакур утверждает эти вещи? Квалификация ачарьи заключается в том, что он повторяет только то, что говорят гуру, садху и шастры«. Но необходимо понять, что ачарьи, подобные Бхактивиноду Тхакуру, не находятся на обычном уровне, они постоянно погружены в игры Кришны.

Гаутама Риши сделал интересное утверждение (он является основателем школы ньяя). В ньяя-сутрах он говорит о том, что утверждения осознавших себя личностей считаются неотличными от Вед. Все, что говорит чистый преданный, это не просто не хуже, а это даже лучше, чем ведическое утверждение, потому что он постоянно погружен в чистое преданное служение.

Поэтому в следующий раз, когда вы попадете в святую дхаму, на Говардхан или же в Навадвипу, где продолжается поклонение божествам Лакшми-Нрисимхадева и Гаура-Гададхары Бхактивиноды Тхакура, вы будете знать, о чем молиться. Мы можем молиться об очищении, потому что нам очень сложно самим избавиться, например, от вожделения, гнева и жадности. Но своими горячими когтями Нрисимхадев может вырвать у нас из сердца эти анартхи. Мы также можем молиться о защите, которой мы заслуживаем, потому что мы продолжаем миссию проповеди сознания Кришны. Нам эта защита нужна, и мы ее получим от Господа. Когда наше сердце очистится, мы можем также молиться о кришна-преме, как Бхактивинода Тхакур молился Нрисимхадеву, поскольку мы можем, очистив свое сердце от всего неблагоприятного, получить чистое преданное служение Радхе-Кришне.

Я уверен, что по этим причинам Шрила Прабхупада был очень заинтересован познакомить преданных ИСККОН с поклонением Нрисимхадеву. Однажды один из моих старших духовных братьев, Гуру Крипа дас, обнаружил божество Нрисимхадева, и попросил у Прабхупады разрешения поклоняться Ему. Шрила Прабхупада сказал: «Да, ты Ему можешь поклоняться, но обязательно только вместе с Господом Чайтаньей, потому что Нрисимхадев очень разгневан, и если совершить какое-то оскорбление Нрисимхадева, то могут быть очень серьезные последствия. Но Гаура-Нитай нейтрализуют оскорбления». Также Шрила Прабхупада в свое время сказал, что поклонение Нрисимхадеву особенно актуально для защиты духовного учителя (в то время Шрила Прабхупада именно о себе говорил, потому что он — духовный учитель для всех членов Общества сознания Кришны). И благодаря этому наша защита гарантирована автоматически. Если духовный учитель защищен, он может помочь нам переправиться через бескрайний океан материального существования. «Те, кто приняли лодку лотосных стоп Господа, который является прибежищем всего космического проявления и знаменит как Мурари (враг демона Муры), для него весь океан материального существования сокращается до размера лужицы в следе от копытца теленка. Такие личности стремятся к высшей цели – к Вайкунтхе. Им нечего делать здесь, в этом мире, где опасность подстерегает на каждом шагу».

Поэтому давайте молиться сегодня о защите тех преданных, которые заняты распространением сознания Кришны. Они дают всему миру юга-дхарму, воспевание Святого Имени, без которого ни у кого нет надежды ни на что в Кали-югу. Мы можем молиться Нрисимхадеву в настроении Господа Чайтаньи:

шри нрисимха
джай нрисимха
джая джай нрисимха
прахладеша джая падма
мукха падма бхринга

«Вся слава Нрисимхадеву! Вся слава Нрисимхадеву, который является господином Прахлада Махараджи и подобно пчеле всегда находится рядом с лотосным ликом богини процветания!»

vin1
Господь Нрсимха
Господь Нрсимха