Шрила Прабхупада

Посвящается
Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который распространил славу Господа Нрисимхадева по всему миру, и его последователям, продолжающим великую миссию.

Лекция Его Святейшества Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. Нрисимха-чатурдаши. Днепропетровск 18.05.2008 г.

Я очень благодарен за возможность сказать несколько слов о Господе Нрисимхадеве и Хираньякашипу. Когда Индрадьюмна Махарадж начал свою лекцию с рассказа о Хираньякашипу, я подумал, что мы сегодня отмечаем не день явления Нрисимхадева, а день ухода Хираньякашипу. (смех) На самом деле, Махарадж говорил о том, что мы должны идти по стопам Прахлады. И он очень убедительно и красиво объяснил нам, почему нам нужно это делать. Эта удивительная история из «Шримад-Бхагаватам» должна убедить нас в том, что бхакти сильнее любой материальной силы. Прахлада Махарадж был маленький мальчик. За ним никто не стоял. У него не было никакой защиты. Обычно у маленьких детей единственная защита – отец. В данном случае даже отец хотел убить его. И не просто убить, а убить самыми изощренными средствами. Никто за ним не стоит, никакой защиты у него нет. Никаких сил с материальной точки зрения. У него нет ни денег, ни власти, ничего другого, что обычно в материальном мире воспринимается как сила. Но эта история учит нас, что, в конце концов, бхакти побеждает все, если бхакти чиста. Эта история — иллюстрация принципа бхакти, о котором говорил Шрила Индрадьюмна Махарадж.

В самом начале «Шримад-Бхагаватам» Сута Госвами определяет бхакти, как высшую обязанность живого существа. И описывает две основных характеристики чистой бхакти: ахайтуки и апратихата. Ахайтуки – значит, что у нее нет никакой иной причины кроме самой бхакти. Что бхакти приходит только от бхакти. Что мы получаем бхакти из сердца бхакты. И нет никакого другого способа бхакти обрести. Апратихата – значит, что никакие препятствия бхакти помешать не могут. Апратихата – значит, что человек, который действительно обрел бхакти, не променяет бхакти ни на что другое.

Шрила Джива Госвами объясняет этот термин апратихата. И говорит, что есть только два вида препятствий в этом мире. Первое препятствие это, когда мы отрекаемся от чего-то и начинаем заниматься чем-то иным, потому что что-то другое приносит нам больше удовольствия. Больше удовольствия отвлечет нас от какого-то пути. И другое препятствие заключается в том, что, если мы занимаемся чем-то, и эти занятия причиняют нам какие-то страдания, чтобы избавиться от этих страданий, мы переключаемся на какую-то другую деятельность. Вишванатх Чакраварти Тхакур вслед за Дживой Госвами объясняет принцип апратихата, говоря, что для преданного, который по-настоящему обрел бхакти, нет большего блаженства, чем бхакти. Поэтому ничто другое не может отвлечь его, что бы другое ему не предлагали, все остальное кажется ему ничтожным.

Шрила Индрадьюмна Махарадж привел удивительный пример Гирираджа Махараджа, отец которого положил перед ним чек на пять миллионов долларов и сказал: «Всего одного твоего слова достаточно, чтобы этот чек стал твоим и ты мог получить эти деньги». Гирирадж Махарадж подумал как следует (он очень вдумчивый человек) и ответил: «Спасибо папа, но нет». Потому что он хорошо понял: «Все что я могу приобрести за эти пять, десять, сто миллионов долларов, тысячу миллионов долларов, сто тысяч миллионов долларов, не стоят одного мгновения, проведенного рядом со стопами моего духовного учителя». Это и означает бхакти. Это проявление духовной энергии бхакти, которая действовала в сердце Гирираджа Махараджа.

И то же самое мы видим на примере Прахлада. Сначала Хираньякашипу пытался соблазнять его, пытался уговорить его: «Ты мой наследник, ты унаследуешь огромное царство, которое будет принадлежать тебе». Но Прахлада Махарадж никак не поколебался этим. И второе препятствие, как я уже сказал, которое может стать на нашем пути, это, если какае-то деятельность причиняет нам какие-то страдания, или в результате этой деятельности, мы испытываем какие-то страдания. И поэтому мы отказываемся от этого, чтобы уменьшить свои страдания. И Прахлада Махарадж также понимает. Отец не просто пытался убить его, он пытался убить его самыми удивительными способами. Первый раз, как описывает «Хари-бхакти-судходайа», его бросали под ноги слонам. Это были необычные слоны. Хираньякашипу позвал слонов, которые поддерживают Вселенную. В соответствии с ведическими представлениями есть восемь слонов, которые управляют восемью сторонами света. Не обычные слоны, которые бегают по земле. Простые слоны что-то вроде тараканов по сравнению с этими слонами. Это слоны, которые поддерживают Вселенную! Они должны были затоптать Прахлада. Его привязывали к морским скалам, чтобы морские чудовища растерзали его. Самые жуткие змеи с Патала-локи приползали для того, чтобы убить Прахлада. Отец насылал на него ураган, страшный ураган, и ветер должен был унести его куда-то. Прахлада Махарадж ни на мгновение даже не подумал о том, чтобы оставить бхакти. Ни на мгновение даже не подумал, потому что боль, которую причинило ему расставание с бхакти, была больше, чем любая другая. Расставание с бхакти более сложно, чем все остальные испытания и страдания, которыми подвергает нас этот мир. Такова природа бхакти. Человек, который действительно испытывает бхакти, готов вынести любые страдания.

Сейчас на английском языке вышла книга одного из первых преданных из Советского Союза, Сарвабхавана Прабху, «Соленый Хлеб», где он описывает страдания, которыми он подвергался в тюрьме. Когда читаешь об этих страданиях, невозможно воспринимать это без слез. Нечеловеческие вещи! Что только не делали с ним! Ему глаза прижигали паяльником. В результате у него не мог видеть один глаз. Его били ногами. Все что угодно делали с ним! И единственное, что ему нужно было сказать: «Все, я отказываюсь от сознания Кришны!» Ему даже говорили: «Не отказывайся на самом деле. Просто на словах откажись». Он говорил: «Как? Как? Боль, которую я испытаю, если я откажусь от этого, будет гораздо больше, чем любая боль, которую вы мне можете причинить». Такова настоящая природа преданного служения, бхакти. Когда человек испытывает это, то он не променяет бхакти ни на что другое. Потому что, когда у человека есть бхакти, он ощущает защиту Господа.

У маленького Прахлада не было никакой другой защиты. Он просто знал, что Кришна рядом.

Недалеко от Вишакхапатны, есть храм, стоящий на скале, на берегу океана. Это та самая скала, с которой сбросили Прахлада. Это не просто скала, с которой сбросили Прахладу. Сначала его сбросили с этой скалы, а потом взяли эту скалу и бросили на Прахлада сверху, чтобы он не смог выбраться, если вдруг он хороший пловец. Его сбросили оттуда, а сверху на него бросили эту скалу, но Кришна вытащил его! Ночью, когда никого не было, Кришна достал его со дна этого океана, посадил на берег, к Себе на колени. Прахлада ничего не чувствовал, когда его сбрасывали со скалы, когда на него набрасывались, когда на него дул этот страшный, жуткий ветер, который разносил все.

Недавно был ураган, который снес половину Штатов, и множество людей пострадало, множество зданий было разрушено. Самый страшный ветер по приказу Хираньякашипу дул на Прахлада, а он просто думал о Кришне. И память о Кришне, который тяжелее самого тяжелого, сделала Прахлада тяжелее самого тяжелого. Ветер не мог сдуть его. Когда змеи нападали на Прахлада, он думал о Кришне. Вместе с Кришной всегда находиться Гаруда, и, когда он думал о Кришне, Гаруда прилетал, и все змеи расползались. «Хари-бхакти-судходайа» говорит про Прахлада Махараджа, что самая лучшая броня или защита, которая только может быть у человека, — это броня памяти о Кришне. Когда его сбросили в океан, Прахлад тоже думал только о Кришне и ни о чем другом. Он не помнил ни о чем, не беспокоился ни о чем и Кришна Сам достал его оттуда. Кришна посадил его к Себе на колени. Кришна стал его обнимать, стал осыпать его голову поцелуями. Прахлад очнулся, вышел из своей медитации. В ужасе он увидел, что сидит на коленях у Кришны, попытался спрыгнуть с них, что поклониться Ему. Кришна сказал: «Не надо. Не надо! Все хорошо. Ты у Меня на коленях».

Санатана Госвами объясняет одну из причин, почему Кришна появился в такой необычной форме Нрисимхадева. Мы с вами знаем обычное объяснение того, что Кришна появился в образе Нрисимхадева, — Он должен был исполнить обещание Брахмы. Брахма пообещал Хираньякашипу, что его не убьет ни зверь, ни человек. Поэтому Господу пришлось появиться в образе полузверя-получеловека, чтобы исполнить обещание Брахмы. Но Санатана Госвами говорит: «Есть другая причина, почему Господь появился в таком необычном облике». Он объясняет, что Господь появился с головой льва для того, чтобы иметь возможность облизать Прахлада. Ему так хотелось проявить Свою любовь, что Он появился в образе льва, чтобы никто не смог Его осудить. Если бы Он стал в человеческом образе облизывать Своего преданного, то люди не поняли бы Его. Чтобы проявить свою нежность подобно корове, у которой появляется теленок. Первое, что делает корова, когда теленок рождается, она облизывает все тело этого теленка. Это тело грязное, там какие-то остатки всех эти родовых процессов, но корова облизывает все тело. Точно также, когда, в конце концов, Сам Нрисимхадев убил Хираньякашипу, Он посадил Прахлада к себе на колени и  стал облизывать его своим шершавым языком.

Как объясняет Шрила Рупа Госвами, Нрисимхадев является Божеством ватсалья-расы. Ни Яшода, а Нрисимхадев, потому что Он проявил ватсалью. Ватcалью по отношению к Прахладу. И это та награда, которую получает преданный. Преданный не может отказаться от бхакти по одной простой причине, потому что, когда у него есть бхакти, он ощущает на себе физически реальную любовь. Он знает: «Господь всегда со мной,  Он рядом и в любой момент придет ко мне на помощь. Он утешит меня и даст мне все, что необходимо». Поэтому преданный не променяет бхакти ни на что другое!

В седьмой песни «Шримад-Бхагаватам» описывается, как Нрисимхадев пытался Сам соблазнить Прахлада. Он стал говорить: «Возьми у Меня чего-нибудь. В конце концов, ты же мой дорогой преданный. Чего ты от меня хочешь?» Прахлада говорил: «Ничего не хочу. Хочу только бхакти«. Нрисимхадев опять говорит: «Бхакти у тебя и так уже есть! Возьми что-нибудь еще. Бхакти и так уже с тобой! Возьми! Пожалуйста! Доставь мне удовольствие. Я прихожу только для того, чтобы дать что-то преданным. Попроси у меня что-нибудь». Прахлада Махарадж сказал: «Мне нечего у тебя просить. Единственное, что мне нужно, это только бхакти. Потому что нет ничего более драгоценного, чем бхакти«.

И сегодня, в этот удивительный день, по сути дела, мы торжествуем победу бхакти над всем остальным. Мы торжествуем силу бхакти и  то, что бхакти дает такую силу, которую нам не может дать  ничто другое, что бхакти – это самый ценный дар, который есть у нас.

Сейчас у нас, в Москве, попросили одного брахмачарьи из храма в Бомбее, Радха Гопинатха Прабху, провести лекцию. В ней он сделал удивительное сравнение, непосредственно касающееся сегодняшнего дня явления Нрисимхадева. Он сказал: «Подобно маленькому Прахладу, который, сидя на коленях самого жуткого, самого могущественного демона во Вселенной, бесстрашно улыбнулся и ответил на вопрос своего отца: «Скажи, пожалуйста, что самое ценное, что ты изучал?», сказал:

шри-прахлада увача
шраванам киртанам вишнох
смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасйам
сакхйам атма-ниведанам

«Слушать трансцендентное святое имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосным стопам Господа, поклоняться Ему, используя атрибуты шестнадцати видов, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу (то есть служить Ему телом, умом и речью)». (ШБ, 7.5.23)

Нисколько не боясь, сидя на коленях у самого страшного демона, он проповедовал ему и говорил: «Папа, пора идти в лес. Если хочешь получить хороший совет, то не держись за то, что ты все равно удержать не сможешь. Сколько бы ты не держался за все эти временные вещи, они уйдут, потому что они временны по определению. Уходи в лес! Выйди из этого темного колодца семейной жизни, брось все, прими санньясу и иди во Вриндаван». Это был совет, который Прахлада Махарадж дал своему отцу.

Вот и Радха Гопинатх Прабху говорит, что точно также Шрила Прабхупада в 1971 году, 37 лет тому назад, совершенно бесстрашно, маленький санньяси, за которым ничего не стояло, никакой материальной силы, никакой власти, никаких денег, бесстрашно приехал в самую демоническую державу в мире. На колени Хираньякашипу! Приехал в Москву. И профессор Котовский, как представитель этой демонической власти сказал: «Что самое хорошее, что вы выучили в школе индийской философии?» Он сказал: «Оставьте все эти глупости и просто предайтесь Кришне». И так как Кришна находился за ним, несмотря на то, что с материальной точки зрения, это совершенно безнадежная вещь (подобно тому, как с материальной точки зрения поединок между Прахладой и Хираньякашипу абсолютно безнадежная вещь). Шрила Прабхупада бросил вызов самой демонической власти, самой демонической силе. И в результате этого смелого и бесстрашного вызова, мы все появились на свет. Мы все имеем возможность сейчас слушать об этой лиле, о Хираньякашипу и Прахладе. В результате этого удивительные чудеса свершаются по всему миру. В результате этого, мы осмелились начать строить храм в Москве. Бесконечное количество препятствий встают на нашем пути, и будут вставать. Любой преданный на своем пути встречается с этими препятствиями. Но, если у нас есть настоящая бхакти, то мы понимаем, что бхакти – это сила, которая способна преодолеть все препятствия. И сегодня мы собрались для того, чтобы еще раз послушать о могуществе этой силы, и еще раз в своем сердце убедиться в том, какой дар мы получили и какую силу может нам дать бхакти. Об этом должна быть наша медитация сегодня. Еще раз я благодарю вас за то, что вы дали возможность мне сказать несколько слов.

vin1
Господь Нрсимха
Господь Нрсимха