Шрила Прабхупада

Посвящается
Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который распространил славу Господа Нрисимхадева по всему миру, и его последователям, продолжающим великую миссию.

Рассказ паломников в Аховалам

Путешествуя на юг из Аллагадда в Курнул (округ Андхра Прадеш), мы свернули налево с большой национальной дороги и через некоторое время достигли живописной вершины. Это Аховалам, гористый лесной район изысканной красоты. Именно здесь появился Господь Нрисимха, чтобы защитить Своего чистого преданного Прахлада Махараджа и положить конец безбожию величайшего демона Хираньякашипу. Аховалам также известен как Гарудадри. Гарудадри представляет собой два уровня горных районов, называемых Верхним и Нижним Аховалам. В радиусе 5 миль здесь находится несколько храмов Господа Нрисимхи в Его разнообразных формах.

В девяти главных храмах Аховалам Господь предстает перед нами в Своих удивительных образах: Кевала, Гириджа, Йога, Йанака, Вараха-Нрисимха, Лакшми-Нрисимха,  Прахлада-нуграха-мурти и других. В каждой из девяти форм Господь являет девять различных настроений: Угра (гнев), Вира (рыцарство), Маха-Вишну (Лакшми-Нрисимха), Джваланта (изрыгающий языки пламени), Сарватомукхам (многоликий), Нрисимхам (изначальный Нрисимха), Бхишанам (свирепый), Бхадрам (восхитительный) и Мритйор-мритйу (убийца смерти). Только в Аховалам Господь Нрисимха проявился в этих девяти различных настроениях и только здесь можно погрузиться в трансцендентное исследование и получить Его милость в различных горных пещерах.

Итак, мы начали даршаны с Нижнего Аховалам. Он не входит в состав Нава-нрисимха- кшетры. Прахлада Варада Лакшми-Нрисимха – главенствующее Божество Нижнего Аховалам. Входя в храмовый комплекс через высокие гопурам (высокие храмовые входные ворота), мы проходим через огромный украшенный мандапа (открытый зал для киртанов), который предшествует внутренним покоям, и приносим по традиции поклоны четыре раза перед входом в храмовую комнату. Здесь мы можем получить даршан Господа Нрисимхи. Лакшми Деви сидит на левом колене Господа Нрисимхи и обнимает Его своей правой рукой.

Нам довелось по счастливой случайности попасть в Аховалам в пору солнечного затмения, поэтому на следующее утро у нас появилась редкая возможность стать участниками маха-абхишеки Господа. С трепетом мы наблюдали за тем, как одну из коров привели к алтарю вместе с теленком и подоили ее прямо перед Господом Нрисимхой. Её надлежащим образом накормили связкой бананов, а затем с неохотой отвели в гошалу. После этого молоко было предложено Господу и роздано всем присутствующим.

vin1

Павана Нрисимха

По прекрасной дороге мы отправились в Верхний Аховалам. Храм Павана Нрисимхи находится в небольшой долине с другой стороны горы, на которой расположен главный храм Верхнего Аховалам. Остановившись у Верхнего Аховалам, мы поднялись на 200 метров по каменным ступенькам до угла. С вершины мы спустились на дно долины по другому склону горы.

Храм Павана Нрисимхи построен посреди густого леса. Он довольно маленький. Однако Божества Шри Шри Лакшми Нрисимха очень величественны. Они восседают на Адишеше, который раскрыл над Их Светлостями Свои капюшоны, как зонтик. Лакшми-деви сидит на левом колене Господа. Земля вокруг белого цвета и напоминает Шветадвипу, обитель Маха-Вишну. Храм выглядит заброшенно, а Божества из других храмов перенесены на этот же алтарь.

Именно в этом месте знаменитый основоположник имперсонализма Шанкарачарья, писал свои комментарии на Нрисимха Тапани Упанишад. Среди местных жителей Павана Нрисимха почитается  как самый милостивый.

Бхаргава Нрисимха

Бхаргава Нрисимха кшетра расположена в двух километрах к северу от Аховалам Матха. У подножия высокого холма находится Акшайа Тиртха, прекрасный пруд, обрамляющий вход в храм. Здесь Господь явился в Своей четырехрукой форме в сидячей позе. Демон Хираньякашипу лежит у Него на коленях, а Прахлада стоит рядом. Господь Нрисимха появился здесь, чтобы порадовать Бхаргаву Муни, который совершал свои суровые аскезы.

Чатра-Вата Нрисимха

Храм Чатра-вата Нрисимха расположен в двух километрах к юго-западу от Аховалам Матха. Маленький храм помещается под сенью баньянового дерева. Чатра-вата Нрисимха сидит лицом на восток. Его левая ладонь – на талии. Он восседает на лотосе и Его форма необычайно грациозна и привлекательна.  История двух гандхарвов, Хаха и Хуху из Мерупарваты, произошла именно в этом месте. Они летали вокруг на своем воздушном корабле. Неожиданно корабль стал резко снижаться. Чувствуя экстаз, гандхарвы стали петь и танцевать. Будучи удовлетворенным их пением, Господь Нрисимха явился перед ними и благословил их, чтобы они стали лучшими певцами во всех трех мирах.

Аховалам Нрисимха

В середине пещеры храма находится самопроявленное Божество Аховалам Нрисимха. Здесь Господь держит Хираньякашипу на коленях, как это обычно делает любящий отец со своим поранившимся сыном. Паломники часто по ошибке думают, что Господь явился как Угра Нрисимха и сразу же распорол грудь демона. Однако это место уникально тем, что Господь здесь имеет только две руки. Повернутая вниз ладонь Его правой руки лежит на голове Хираньякашипу, а Его левая рука поддерживает демона под ноги, что указывает на то, что Господь только что поднял раненого демона Своими руками и положил к Себе на колени. История эта произошла во время смертельной схватки между Господом Нрисимхой и Хираньякашипу. Господь сильным ударом сбил демона вниз Своей рукой, тот упал и потерял сознание.

Затем Нрисимха поднял Хираньякашипу обеими руками и сел, взяв раненого, потерявшего сознание демона на руки. Господь нежно, с привязанностью смотрел на демона, пока тот приходил в сознание и открыл глаза. Когда Хираньякашипу увидел сладко улыбающееся лицо Господа, он тотчас же осознал все свои грехи, и искренне раскаявшись, стал преданным Господа Вишну. Говорится, что только после этого Господь разорвал грудь демона, но Хираньякашипу не чувствовал совершенно никакой боли, а был настолько поглощен созерцанием прекрасного образа Господа, что в блаженстве вернулся на Вайкунтху.

Вскоре началась наиболее напряженная, сложная часть нашего паломничества. Теперь мы горели желанием получить даршаны в самых труднодоступных храмах, расположенных в глухих пещерах вокруг горы, лежащей слева от Верхнего Аховалам. Мы прошли через тыльную часть храма Аховалам Нрисимхи и попали прямо к реке Бхаванашини. Осторожно передвигаясь по очень гладким валунам и ползя вдоль устья реки, мы достигли пещеры Джвала-Нрисимха и Угра Стамбхи, колонны, из которой появился Господь. Остатки этой колонны частично сохранились здесь.

Джвала Нрисимха

Под Угра Стамбхой, за водопадом, ниспадающим  с крутого выступа в скале, находится пещерный храм Джвала Нрисимхи. Это место было порогом дворца Хираньякашипу. Именно здесь Господь Нрисимха поместил демона на Свои колени и разорвал его грудь и живот. Это место перечисляется первым в списке девяти святых мест Аховалам, т.к. именно здесь впервые Господь явился как Стхану Нрисимха, т.е. в Своей самой свирепой форме. Здесь находятся четыре Божества Господа, убивающего Хираньякашипу. Главное Божество имеет восемь рук, а Прахлада Махараджа обращен лицом к Божествам. Это место, где расположился Господь, было когда-то главным входом во дворец Хираньякашипу. Расколов одну из колонн дворца, Господь вышел из нее. Часть этой колонны находится на ровном выступе горы и называется Ачхалаччхая Меру. Другая часть колонны разрушена. Отколотая сторона оставшейся части с правого угла служит подножием.

После уничтожения Хираньякашипу Господь был преисполнен желания сражаться. Чтобы умиротворить Его, полубоги, возглавляемые Индрой, омыли водой Ганги Его голову. Стекая, эта вода образовала реку Бхаванашини.

Достигнув  вершины  Угра  Стамбхи,  мы  спустились  вниз  по крутому  горному  склону.  Он  был  настолько  отвесным,  что  нам приходилось  довольно  сложно  в  некоторых  местах,  но  зато  вид горы  был необычайно  живописен.  Гористый  склон  был  покрыт пышной  зеленой  лимонной  травой,  зарослями  бамбука  и  пурпурными  цветущими  орхидеями.  Множество  деревьев  амала, цветущих  в  это  время  года,  наполняли  воздух  резким  свежим запахом.

Йогананда Нрисимха

В пещере высокой горы Ведадри расположены Божества Йогананда Нрисимхи и Йогананда Прахлада Нрисимхи. Перед входом – огромная каменная плита, именно здесь Прахлада Махарадж обучался у своих гуру, поэтому это место называется Прахлада бади. Господь восседает в Своей йогической позе, Его нижние руки, касаются колен и свисают вниз. Говорится, что Господь Брахма был сильно вдохновлен на осуществление акта творения именно оттого, что смог лицезреть Йогананда Нрисимху. Господа Нрисимху в этих местах красочно описывают как Солнце, помогающее цветущему лотосу ума Брахмы распуститься и благоухать. Здесь Господь Нрисимха Сам обучал Прахлада Махараджа науке йоги.

Малола Нрисимха

Храм Малола Нрисимха расположен на одном из уровней пика Ведадри. Это место также называется Макхонда Лакшми-кшетра. Малола Лакшми-лола означает Господь, поглощенный красотой Лакшми. Лакшмидеви сидит на коленях Малолы  и обнимает Его своей левой рукой. Это Их взаимное объятие уникально, а Имя Малола этой Божественной Четы важно в том смысле, что они щедро одаривают благословениями Своих преданных.

Малола Нрисимха

Храм Малола Нрисимха расположен на одном из уровней пика Ведадри. Это место также называется Макхонда Лакшми-кшетра. Малола Лакшми-лола означает Господь, поглощенный красотой Лакшми. Лакшмидеви сидит на коленях Малолы  и обнимает Его своей левой рукой. Это Их взаимное объятие уникально, а Имя Малола этой Божественной Четы важно в том смысле, что они щедро одаривают благословениями Своих преданных.

Вараха Нрисимха или Крода Нрисимха

Идя вдоль берега реки на восток, мы достигли пещерного храма Крода (Вараха) Нрисимхи. Привлекательный естественный пейзаж украшал вход и позволял хорошо отдохнуть. Река Бхаванашини стекала по обе стороны гор, обросших вековыми деревьями, внушающими благоговение. В узкой и тесной долине серебристый поток Бхаванашини, скользя, образует озеро Вараха-кунду. В этом пещерном храме Господь пребывает вместе с Бхудеви, прильнувшей к Его левому плечу. Она выглядит так, словно только что была поднята Им из океана после того, как Он убил Хираньякшу. Сбоку от Варахадева находится Лакшми-Нрисимха.

Каранджа Нрисимха

Этот маленький храм находится в ста метрах от дороги, проходящей между Верхним и Нижним Аховалам. Храм возник под деревом каранджа, которого сейчас уже нет. В трех Своих руках Господь держит чакру, раковину, лук со стрелой, а в четвертой рукой одаривает благословениями своих преданных. Когда мудрец Гобхила, проклятый Дурвасой Муни, забыл все знания шастр, он пришел именно сюда и стал воспевать Нрисимха ануштуп-мантру. Удовлетворенный его аскезой, Господь предстал перед мудрецом и благословил его вновь обрести все знания, которыми он прежде обладал.

Исполненные блаженства, мы вернулись в Аховалам Матх, хранящий древние вайшнавские традиции и культуру. Пуджари (служители) Верхнего и Нижнего Аховалам, по очереди сменяя друг друга, в блаженстве несли свою службу. Они были счастливы предложить маха-прасадам гостям. В Верхнем Аховалам есть два благотворительных общества, где всегда готовы накормить уставших паломников после их долгих путешествий.

В Андхра Прадеш находятся 27 главных храмов Господа Нрисимхи, где ежедневно осуществляется поклонение Ему. Девять из них считаются самыми главными:

  1. Аховалам (округ Райаласимха)
  2. Пенн Аховалам (округ Райаласимха)
  3. Симхачалам (Вишакхапаттнам)
  4. Ведадри (побережье Андхры)
  5. Мангалагири (Виджайавада)
  6. Кадири (округ Райаласимха)
  7. Коруконда (побережье Андхры)
  8. Сингарайаконда (побережье Андхры)
  9. Дхармапури (округ Теланга)

Стремясь обрести милость Господа Нрисимхи, непременно отправляйтесь в святую дхаму – Аховалам, трансцендентную обитель Нрисимхадева.

vin1
Господь Нрсимха
Господь Нрсимха