Появление Господа Джияда-Нрисимхи
Крестьянин по имени Пунруя Гояла как-то вырастил хороший урожай огурцов. Каждую ночь он не спал, охраняя их. Но однажды он заснул, и дикий кабан сожрал все огурцы. Захватив с собой лук и стрелы, крестьянин на следующую ночь решил убить кабана. Как только стрела его вонзилась кабану в бок, кабан закричал: «Рама!» — и убежал в соседнюю горную пещеру.
Ошеломленный крестьянин замер на месте. Как глупое животное может повторять имя Господа Рамы? И он подумал, что, должно быть, Сам Господь скрывается под шкурой кабана. Приблизившись к пещере, крестьянин обратился к удивительной свинье:
— Кто ты? Кто ты?!
Но ответа не последовало. Испуганный и опечаленный, крестьянин не отходил от пещеры и постился два дня. Он думал: «Что же мне делать? Я низкий грешный негодяй. Нет никого хуже меня!» И тогда, чувствуя к нему сострадание, милостивый Господь заговорил с ним:
— Я Сам Бог. Ты охотился на Меня за то, что Я съел твои огурцы. Но не печалься, возвращайся домой!»
Крестьянин расстроился еще больше и продолжал поститься. И тогда Господь снова обратился к нему:
— Глупец! Зачем ты страдаешь из-за пустяка? Ты не совершил никакого оскорбления, так что прерви свой пост и возвращайся домой.
— Я ранил Тебя своей стрелой, — отвечал крестьянин, — что будет теперь с моей жизнью? Даже если я умру, я не искуплю своего оскорбления. Ямарадж, бог смерти будет бить меня кнутом в наказание. Пожалуйста, скажи теперь, как мне очиститься?
— Ты не совершил никакого оскорбления, — отвечал Господь. — Не печалься, Я бесконечно доволен тобой.
— Значит, все хорошо? Я поверю Тебе и больше не буду бояться. Но как я узнаю, что освободился от греха? Я буду счастлив, только если увижу Тебя. Я расскажу обо всем царю, но Ты должен стать моим свидетелем.
— Хорошо, — согласился Господь, — Я исполню твое желание и дам тебе такое благословение.
На следующий день крестьянин побежал в царский дворец.
— Послушай, — обратился он к стражнику, — передай царю мою удивительную историю, она понравится ему.
Скоро крестьянин уже был во дворце и сам рассказывал царю все, что с ним приключилось. Царь искренне изумился тому, что Бог принял облик кабана и разговаривал с крестьянином.
— А ты не лжешь?
— Нет, мой господин, давайте пойдем туда вместе, и ваши сомнения рассеются. Господь сдержит обещание, данное мне, и Сам расскажет вам все.
— Если я услышу волю Господа, я стану его слугой на весь остаток моих дней.
И царь вместе с крестьянином отправился к горной пещере, где жил дикий кабан. Перед входом в нее царь распростерся в поклоне и вознес Господу молитвы.
Искренность и смирение царя тронули Господа, и Он сказал:
— О царь, поверь словам этого крестьянина. А теперь полей молоком эту пещеру, и ты достигнешь Меня.
Счастливый, что слышит Господа, царь покорно полил пещеру молоком. И вдруг из-под земли появился узел волос.
Понимая, что стали свидетелями явления Господа, царь и все его слуги в блаженстве запели имена Хари под веселую музыку. Чем больше царь лил молока, тем больше проступала трансцендентная форма Господа: волосы и лицо, грудь, руки, живот и бедра. Через несколько мгновений он увидел перед собой Господа Нрисимхадева. В великом экстазе царь продолжал лить молоко, ожидая, когда появятся лотосные стопы. И тогда с небес снова раздался голос:
— Ты не увидишь Моих стоп, так что не лей больше молоко.
Царь был в полном восторге от явления Господа, но лишенный Его лотосных стоп, он опечалился. Он устроил огромный праздник, махотсаву, в честь Божества и почтил Господа Нрисимхадева богатыми подношениями пищи и одежды, провел арати. Взирая на Господа с любовью и преданностью, царь был счастлив.
Однажды нищий монах и две женщины пришли получить даршан этого Божества. Поклонившись, монах вышел из храма, неожиданно тяжелая храмовая дверь закрылась за ним, а женщины оказались запертыми внутри.
Через дверь монах слышал, как две женщины разговаривают с Господом, и обеспокоенный, стал громко молиться. Всемилостивый Господь в ответ открыл ему дверь. И когда монах снова вошел в храм, он увидел изумительное зрелище: две его спутницы превратились в два камня, которые встали по обе стороны Божества. В великом счастье монах припал к лотосным стопам Господа с молитвой:
— О Господь, даруй мне благословение! Возьми мое имя! Родители назвали меня Джияда, и я хочу, чтобы Тебя, мой Господь, называли так же!»
Когда Господь Чайтанья вошел в этот храм и увидел прекрасное Божество Джияда-Нрисимхи, Он упал в поклоне, как золотая палка. От любви Он пел, танцевал и возносил молитвы.
— Слава Нрисимхадеву! Слава Господу юного Прахлада Махараджа! — восклицал Чайтанья Махапрабху. Он устраняет невежество, если оно одолевает Его преданных. Его милость разливается повсюду, как свет Луны, а лицом Он подобен льву. Снова и снова Я приношу Ему Свои поклоны! Львица свирепа и страшна для всего леса, но нежна и добра со своими детенышами. Так и Господь Нрисимха, ужасный для демонов, подобных Хираньякашипу, ласков и добр со Своими преданными, такими как Прахлада Махарадж!
Служитель храма изумился любви Шри Чайтаньи. Он принес гирлянду и прасад от Нрисимхи и в великом почтении предложил их Шри Чайтанье Махапрабху. Ночь Господь провел в храме, а утром продолжил Свой путь, но шел Он наугад, потому что от радости потерял дорогу.